Сирия взялась за железные дороги
В конце января – начале февраля в Москве были достигнуты договоренности о российском технологическом и финансовом содействии восстановлению энергетики и транспортной инфраструктуры Сирийской арабской республики. Немногим ранее глава Генеральной дирекции железных дорог САР Наджиб Аль Фарес провел переговоры в Минтрансе и Минпромторге РФ по вопросам российского участия в восстановлении железнодорожных объектов в Сирии, соответственно, с замминистра транспорта Сергеем Аристовым и с директором департамента международного сотрудничества Минпромторга Алексеем Господаревым.
Согласно официальному сообщению Минпромторга РФ, «стороны предметно обсудили перспективы участия российских компаний в проектах развития железнодорожной инфраструктуры в Сирии. В том числе, реконструкцию действующих депо, поставку подвижного состава, обучение персонала. В переговорах участвовал заместитель гендиректора по продажам и работе с органами власти АО «Синара-Транспортные Машины» Антон Зубихин. Представители АО «НПК Уралвагонзавод» (г. Нижний Тагил) провели для сирийских партнеров презентацию своей продукции». Сирийская делегация «посетила также ряд предприятий, входящих в АО «Синара-Транспортные Машины», в частности по производству путевой техники и тепловозов».
Еще в октябре 2017 г. Наджиб Аль Фарес говорил, что в ходе заседания сирийско-российской межправкомиссии сирийская сторона предложила ряд проектов по развитию транспортной инфраструктуры.
Среди «наиболее приоритетных проектов – восстановление железнодорожной линии длиной 290 километров, соединяющей сирийское побережье (порт Тартус. – А. Ч.) с крупными месторождениями фосфатов в северо-восточной части страны. В будущем этот участок соединится (линия в 300-370 км. – А. Ч.) с сопредельной транспортной системой Северного и Центрального Ирака».
Этот комплексный проект был предварительно одобрен межправкомиссией. А окончательное соглашение по участию России в восстановлении и развитии железнодорожной инфраструктуры Сирии намечено подписать не позже 1-го квартала с.г. По имеющейся информации, концессии будут основной формой сотрудничества в данной сфере по аналогии с концессионным участием РФ в эксплуатации и развитии железнодорожной сети Армении (с 2008 г.). Наджиб Аль Фарес особо выделил проект «по расширению порта Тартус (туда подведены железная дорога и нефтепровод из Северного Ирака. – А. Ч.), так как это стратегический порт для Сирии и Ирака. Работаем также над созданием проекта нового порта взамен порта Латакия (расположен вблизи сирийско-турецкой границы) или расширения существующего в Латакии».
Что касается энергетического сектора, то здесь надо сказать, что Россия и Сирия 31 января с.г. подписали дорожную карту на 2018-2019 гг. с возможностью пролонгации по сотрудничеству в энергетике (подписана главой минэнерго РФ А. Новаком и министром электроэнергетики Сирии Мухаммедом Зухейром Харбутлии). Документ предусматривает восстановление российской стороной разрушенных, модернизацию действующих и строительство новых энергообъектов в Сирии на основе концессионного контракта. Подписи под документом поставили министр энергетики РФ Александр Новак и министр электроэнергетики САР. Соответствующие проекты стали возможны благодаря тому, что значительная часть сирийской территории уже освобождена от террористических и сепаратистских группировок.
Эти договоренности, от реализации которых зависит реанимация сирийской экономики, – первые за восемь лет кровавой бойни, спровоцированной Западом и его союзниками в этой стране.
Но сухопутное транспортное сообщение между РФ и Сирией рискует оказаться парализованным ввиду транспортно-экономической блокады Сирии со стороны Турции.
Предотвращение закупорки этой артерии зависит от сближения позиций Москвы и Анкары по окончательному урегулированию внутрисирийской ситуации и от возобновления железнодорожного грузового транзита по коридору Армения – Турция, прерванного односторонним решением Анкары весной 1993 г.
Заметим, что сирийская транспортная система наряду с ее очевидной ролью для экономики страны – важнейший транзитный коридор для многих стран Ближнего и Среднего Востока (Ирак, Иордания, Кувейт, Бахрейн, ОАЭ, Катар). Железнодорожные и нефтепроводные пути соединяют эти страны с сирийскими и ливанскими, портами, а также обеспечивают выход тех же стран в Турцию и далее в Европу, что, кстати, весьма важно и для экономических связей России с данными странами. Как видим, значение российско-сирийского сотрудничества по восстановлению и развитию транспортной инфраструктуры и энергетики Сирии выходит далеко за рамки региона.
В этой связи вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил в конце 2017 г.: «Сирия планирует сотрудничать исключительно с Россией в вопросе восстановления своих энергетических производств».
А 2 февраля первый замминистра энергетики Алексей Текслер сообщил СМИ, что «уже обсуждаются варианты участия "Технопромэкспорта" – структуры "Ростеха" – в реконструкции четырех ТЭС в Сирии в рамках дорожной карты по восстановлению сирийских энергетических объектов».
Но опять-таки камень преткновения, особенно в железнодорожных перевозках, - транспортно-экономическая блокада Анкарой Сирии. Между тем эти перевозки географически возможны и через черноморские порты Турции, далее – по её железным дорогам в Сирию, а также по коридору Армения-Турция. Но Анкара, поддерживая Азербайджан в карабахском конфликте, в начале 1993-го прервала железнодорожное сообщение с Арменией. Так что развитие сухопутного транспортного сообщения между РФ и Сирией зависит от позитивных трендов и в карабахском урегулировании, и в российско-турецком диалоге по сирийской проблематике.
Но это отдельная тема и особенная. Вместе с тем напомним, что между СССР и Сирией, хотя и в малых объемах, перевозки осуществлялись еще в 1960-х – середине 1980-х гг.: железнодорожным путем через Армению и Турцию, далее через турецкие черноморские порты. Но пока выбора нет, и единственный реальный вариант сводится к традиционному морскому транзиту через Босфор и Дарданеллы.
Специально для «Столетия» Источник: stoletie.ru.
Рейтинг публикации:
|