Вполне символично, что нынешней зимой в Харькове остановился завод «Электротяжмаш», в Полтаве взорвали останки разрушенного равнодушием и делягами здание завода №22 «Знамя», в Кременчуге ликвидировали за долги автосборочный завод, выпускавший УАЗ, ВАЗ, Geely, SsangYong, внедорожник Great Wall, грузовики FAW.
А в это время на Западной Украине открывались новые заводики и производства. Автомобили там, конечно не собирают, теперь это только штамповка деталей. Что, собственно, и положено делать жителям управляемых территорий.
Тем не менее Порошенко и Гройсман заявляют о новых рабочих местах и новых производственных площадях.
Действительно, евроинтеграция и обвал зарплат обеспечили зарубежным инвесторам возможность выгодно размещать предприятия, работающие по давальческим схемам и выпускающие продукцию низкого передела (автомобильные кабели и чехлы, упаковка, детское питание).
То есть Гройсман обеспечивает «развитие промышленности» в виде печально известных «потогонок» Юго-Восточной Азии. Житель Украины может получать примерно 250 долларов, ощущая свою европейскость без попадания в рабство полякам.
Крупные промышленные гиганты, обеспечивающие среднеевропейский уровень экономики страны, умирают и будут умирать без российских заказов, с блокадами Донбасса и неспособными к госдеятельности депутатами Верховной рады. Однако такие уж они неспособные эти депутаты?
Оказывается т.н. рост промышленного оборота, о котором докладывают чиновники, наблюдается преимущественно в западных регионах страны, доселе бывшими дотационными и поставщиками дешевой рабсилы, которая до середины 90-х еще выезжала на сезонные с/х работы в восточные и юго-восточные области Украины. Теперь в западных областях настоящий, хотя и «бананово-республиканский» промышленно-технологический бум, а на юго-востоке, за исключением ряда агломераций, – застой.
Дабы не быть голословным пройдем по готовым и строящимся промышленным объектам западных областей, сравнив их с новыми объектами юго-восточной и центральной части Украины. Даже официальная карта новых производств свидетельствует о неравномерном распределении «нового».
Конечно, в отчетах о достижениях Украины указаны и новые производства, где меньше 50 рабочих мест, потому рассмотрим только относительно крупные предприятия.
Лидером стала Львовская область. Во Львове японцами открыт завод по производству автопроводки для автомобилей Volkswagen, японской фирмы Fujikura Automotive Ukraine Lviv LLC, еще один завод работает в пос. Рясное-Русское под Львовом.
В области также функционируют или готовятся к запуску предприятия по производству комплектующих для Audi и BMW BADER Ukraine (Львов), по пошиву авточехлов (Кожичи), «Електроконтакт Україна» (Броды), по производству тротуарной плитки (Городок), турецкий завод по производству топливных гранул «Симугер» (Кожичи). Здесь же ткацкая фабрика (Яструбичи), швейная фабрика Blue Moon Clothing (Львов), фабрика мягкой мебели Крагелюнд Феніче Холдинг АпС (Лозино), сырзавод «Барком» (Поляны). Бельгийские инвесторы НИМА профинансировали строительство мебельного завода в Бориславе.
Ивано-Франковская область. Завод немецкого холдинга Leoni AG по производству электрооборудования для легковых автомобилей General Motors и Opel (Коломыя и Стрый), заводы по производству цементно-песчаной черепицы Ondo (Ивано-Франковск), стройматериалов Сен-Гобен (Хотимир), бетонных изделий (Выгода), битумный завод (Городенка). Готовится строительство завода калийных удобрений (Калуш), польская компания Groclin по производству обивки для машин расширит завод в Долине.
Тернопольскоая область. Заводы «Тернопольский карьер» (Галущинцы), по переработке сои (Тернополь), смешанных минудобрений «Агроцентр ЕвроХим-Украина» (Кременец), кабельно-проводниковой продукции (Чертков), а также швейная фабрика «Луга» (Жуков).
Закарпатская область. Асфальтовый завод (Воливец) турецкой фирмы «Онур Конструкцион Инт.», асфальтовый завод (Кольчино), завод переработки мусора (Яноши). Немецкий завод «Хипп-Ужгород» (с. Кибляры) по производству детских продуктов питания, радиозавод корпорации Flextronics International (Берегово).
Заканчивается строительство завода по литью пластмассы Delphi Corporation (Мукачево). Расширены площади автосборочного завода «Еврокар», собирающего «Шкоды» (Ужгород), и консервного завода торговой марки «Микадо» (Перекрестье, Виноградовский район) немецкой компании I. Schmidt Handelsgesellschaft mbH.
Черновецкая область. Завод электрокабельной продукции «Аутомотив Електрик» (Черновцы). Австрийцы инвестировали в строительство сырзавода.
Ровенская область. Современный деревообрабатывающий завод «Украинские лесопилки» (Костополь), заводы минудобрений (Новая Любомирка), переработки радиоактивных отходов (Ровно), по переработке льна (Константиновка).
Волынская область. Расширены производственные площади «Кромберг энд Шуберт Украина» по выпуску бортовых кабельных сетей для Daimler AG, BMW, Volkswagen. Компания ZF Friefrichshafen AG решает вопрос о строительстве в Луцке производственной линии ремней безопасности.
Винницкая область. Заводы по производству холодильной техники Green cool (Винница), стройматериалов (Ворновица), кабельной продукции Fujikura Automotive Europe (Немиров).
Хмельницкая область. Семенной завод «КВС-Україна» (Каменец-Подольский), два крупяных завода холдинга «Хмельницк Млын», крупнейший агрохолдинг «Кернел» инвестировал в строительство маслоэкстракционного завода (Староконстантинов).
Житомирская область. Завод электротехнического и оптического оборудования «Кромберг енд Шуберт Україна» (Олиевка), известная Monsanto в 2018 году откроет семенной завод по производству семян кукурузы в селе Почуйки Попильнянского района.
Черкасская область. Фабрика агрохимикатов (Черкассы), завод бытовой техники KTD Group (Черкассы), завод переработки меда Beehive (Черкассы), расширяются площадки предприятий «Мироновского хлебопродукта».
По правом берегу Днепра запущены фармацевтический завод «Биофарма» (Белая церковь), алюминиевый завод Global Extrusion (Крюковщина), литейный завод «Металит» в Кропивницком. Некоторое оживление было в районе Одессы, Николаева и Херсона, связанное со строительством портовых терминалов и перерабатывающих заводов пищепрома.
А на других территориях Украины перемены были связаны лишь с появлением нескольких перерабатывающих заводов в Черниговской области (Мена, Ичня, крахмальный завод SiccaDania, элеватор в Новгороде-Сиверском), по производству упаковок для детского питания (Сумы), элеватора и израильской линии молочки Tessa в Диканьке, сырного завода (Великий Бурлук) и завода по переработке мусора (Харьков).
И все!
Примечательно, что вдруг на западе Украины оказались все крупные спиртзаводы, до того находившиеся на востоке, где ранее выращивали сырье и производили спирт. Теперь сырье везут на запад. Так, в Львовской области насчитывается 12 спиртзаводов, в Винницкой - 9, в Тернопольской - 7 и еще 9 по областям. Против 11 заводов Левобережья. Например, на Полтавщине из бывших 7 спиртзаводов еле дышит один, что в Вишняках.
Отдельная тема - строительство на Украине солнечных (СЭ) и ветряных электростанций (ВЭ).
И здесь приоритет отдается западно-украинским площадкам. За последние полгода в Львовской области запущены крупнейшая на Украине крышно-наземная СЭ в Бориславе и еще 4 СЭ в районах. В Закарпатье построены СЭ в селах Ратовцы, Ирлява, Тыйглаш.
СЭ в Бориславе
Недавно введены в эксплуатацию по 2-3 крупных СЭ и ВЭ во всех областях западного региона. По количеству построенных СЭ
Винницкая область, а Хмельницкая область поставила рекорд (21%) по количеству малых гидроэлектростанций.
СЭ появлялись и на юго-востоке страны - в Херсонской (Труфановская, Белозерская СЭ), Запорожской (Гуляй-поле) и Киевской (Большая Дымерка) областях. Канадская компания TIU построила СЭ в Никополе. Планируется строительство СЭ в Чернобыльской зоне и в Одесской области, а китайские инвесторы TBEA International Ltd. планируют построить Тилигульскую ветровую электростанцию в Николаевской области из 100 установок. Кроме того, на западе Украины и под Киевом (Рокитное) создают биогазовые комплексы и заводы по производству биоэтанола.
* * *
Разумеется, расширение промышленной сети в западных областях не приведет к заметному росту экономики Украины. Но факт остается фактом: создавая «систему обслуживания европейской промышленности», киевские правители сознательно упускают инвестирование юго-востока. То ли землю готовят к продажам, то ли компенсируют свою западенскую зависть, то ли формируют некий промышленный сепаратизм на случай возможного раскола. Тогда в Западной Украине хоть что-то останется, ведь лес вскоре придется продать европейцам. Космических кораблей и даже ЛАЗов уже не будет.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+