Как сообщило 27 января японское издание Nikkei Asian Review, биржа криптовалют Coincheck признала, что из виртуальных кошельков владельцев цифровых валют неожиданно «исчезли» 58 миллиардов йен (534 миллиона долларов США).
Предупреждений о надвигающемся конце мифа о новой финансовой пирамиде – создании системы безопасных и безналоговых платежей, не регулируемой ни государством, ни кем-либо вообще, – больше всего было в Японии, но именно она и соблазнилась первой, легализовав биржи цифровых валют. Три года назад на японскую биржу Mt.Gox приходилась почти половина транзакций в сети Bitcoin, она была третьей по объёму торгов на рынке, и из-за запрета торговли криптовалютами в США обменный курс биткойна на Mt.Gox был значительно выше. В июне 2011 года хакер взломал «безопасную систему», понизил курс биткойна до 1 цента и затем положил себе в «карман» биткойнов почти на 9 миллионов долларов. 15 апреля 2014 года Mt.Gox подала заявление о ликвидации в суд Токио.
Затем в августе 2016 года хакеры взломали гонгконгскую биржу Bitfinex, похитив 119 756 биткойнов на 72 миллионов долларов. Их перечислили на тысячи кошельков за короткий промежуток времени, и Bitfinex была абсолютно бессильна этому помешать. В июне 2016 года другая «безопасная» валюта Ethereum, придуманная в России, «улыбнулась» владельцам электронных кошельков на 3,5 миллиона «эфиров», стоимостью 47 миллионов долларов.
Обворованная хакерами биржа Coincheck, пишет Форекс, заморозила вывод средств. Курсы криптовалют пошли вниз: NEM (десятая валюта по рыночной капитализации) обвалилась на 18 процентов, биткойн – на 5.5, Ripple – на 11. 26 января Комиссия по срочной биржевой торговле США (CFTC) подала иск против создателей криптовалютного проекта My Big Coin (MBC), который тоже оказался заурядной финансовой пирамидой. Отцы-основатели My Big Coin собрали на своих банковских счетах 6 миллионов долларов за несуществующий товар и с удовольствием их тратили, сообщая на своём сайте о том, как MBC торгуется на разных биржах, и ежедневно публикуя котировки торгов. «В реальности все данные о торговле были иллюзорными, а любые выплаты, которые получали клиенты, брались из взносов других обманутых вкладчиков по принципу схемы Понци», – сообщает CFTC. Комиссия по срочной биржевой торговле США недавно подала иски ещё против двух американских компаний – Entrepreneurs Headquarters Limited и CabbageTech, привлекавших биткойны и незаконно присвоивших деньги инвесторов.
Война с криптопирамидами уже вовсю идёт в Китае и Болгарии. Поэтому для специалистов неожиданным стало появление на сайте Минфина России 25 января проекта Федерального закона «О цифровых финансовых активах». Проект предполагает регулирование создания, выпуска, хранения и обращения цифровых финансовых активов, исходя из обязательности рубля в качестве единственного законного платёжного средства в Российской Федерации, и обмен криптовалют на рубли, иностранную валюту и имущество. Такой замысел государственного регулирования цифровых финансовых активов удивляет уже тем, что условием возникновения цифровой валюты была её полная независимость от любого административного, в том числе налогового, контроля. Появится контроль – кому эта придуманная валюта будет нужна?
К концу января 2018 года в мире существовало уже 74 (!) цифровые валюты. Наиболее известная из них – биткойн, её курс плавает последнее время на уровне 11-12 тысяч американских долларов. Однако крипто-качели могут качнуться очень резко. 19 января агентство Вloomberg писало, что целую неделю воды Сиамского залива между Сингапуром и Пхукетом бороздил роскошный теплоход с шестью сотнями молодых людей, невероятно разбогатевших на криптовалюте. Маршрут Coinsbank Blockchain Cruise Asia не был долгим, но пока энтузиасты ели, пили и похвалялись своими победами, Bitcoin соскочил с 13,5 тысячи долларов до 10 тысяч.
По большому счёту криптовалюты – это квинтэссенция парадокса, отражающего непреодолимое стремление к наживе, несмотря ни на что. Как пишет Pro Finance Service, Inc, «даже если криптовалюта получает официальное название «бесполезной», в нее потоком продолжают прибывать деньги. Регуляторы предупреждают, что инвесторы, одержимые криптолихорадкой и жадно скупающие все появляющиеся на рынке цифровые валюты, могут в конечном счете остаться с токенами [вид цифровых активов. – Ред.], не имеющими совершенно никакой ценности».
Стремительное обогащение – инфлюэнция, поразившая мир, слепо толкающая спекулянтов вперёд. Учитывая, что знающему программисту достаточно пары дней, чтобы, поработав с открытым кодом, создать сайт и выставить на продажу новые токены. Недавно, например, пишет издание, успешно состоялись IPO HydroMiner – майнинговой компании, якобы работающей на экологически чистой энергии гидроэлектростанций в австрийских Альпах, Legends Room – стриптиз-клуба в Лас-Вегасе и Dentacoin – рекламирующей себя как «блокчейн-решение для международной стоматологической индустрии». Весь этот криптовалютный вздор был стремительно раскуплен.
Мало отличающиеся от финансовых пирамид прошлого, криптовалюты ничего не создают. Но этот фокус потому и привлекает, что каждому предлагает шанс отправиться на теплоходе по водам Сиамского залива… Только поплывут не все. «Криптовалюты – это долговые пирамиды, – пишет известный российский специалист по финансам и банкам Валентин Катасонов. – При какой цене лопнет пирамида под названием «биткойн», никто не знает, но она обязательно лопнет».
Елена ПУСТОВОЙТОВА