Плохо или хорошо?
Экономика Киргизии в прошлом году не достигла каких-либо ощутимых положительных результатов. Причины? Их несколько.
В первую очередь это глубина кризиса в экономике, откуда тяжелее выбираться, чем пару-тройку лет назад, огромный внешний долг, невозможность или неумение воспользоваться теми преимуществами, что дает участие в ЕАЭС, низкая инвестиционная привлекательность страны. Стоит также отметить, что октябрьские выборы президента, частая смена премьеров и их команд, выжидательная позиция политических элит в преддверии смены руководства страны также не способствовали тому, чтобы власти больше внимания уделяли не политическим, а экономическим вопросам.
Все же говорить о том, что все – плохо, нет оснований. «Итоги 2017 года достаточно неплохие, они показывают рост ВВП 4,5 процента, что выше показателей 2016 года, которые составляли 3,8 процента, – полагает бывший министр экономики Киргизии доктор экономических наук Арзыбек Кожошев. – Несмотря на то, что у нас два месяца были проблемы на границе с Казахстаном, наша экономика выстояла и показала рост. Основные направления, которые дали рост, – это добыча полезных ископаемых, точнее говоря, вывоз руд, который увеличился практически в 4 раза по сравнению с 2016 годом. Стабильно развивается строительный сектор, сельскохозяйственный сектор пусть и небольшими темпами, но тоже показывает рост, в основном за счет животноводства. Хорошие результаты дала работа Кыргызско-Российского фонда развития, который обеспечил доступными кредитами на сумму около 6 миллиардов сомов сельхозпроизводителей, в частности экспортно ориентированные предприятия. Нефтеперерабатывающие предприятия в Кара-Балте и Токмоке внесли свой вклад в рост промышленного производства, несмотря на то что проблема импорта сырья все еще стоит. Я думаю, что в этом году наша экономика будет расти более быстрыми темпами».
Хуже обстоит с долгами государства. Министерство финансов опубликовало итоги за 11 месяцев прошлого года, которые радостными не назовешь: долг Киргизии вырос на 87,18 млн. долларов и составил 4,45 млрд. долларов. В том числе внешний долг – 4,15 млрд. При этом стоит отметить, что на 1 января 2017 г. госдолг составлял 4,05 млрд., то есть за неполный год увеличился на 10%. При этом ВВП составил примерно 7,15 млрд. долларов.
Стоит отдельно упомянуть, что без помощи Москвы внешний госдолг КР был бы еще больше: в прошлом году Россия списала 240 млн. долга, всего же за последние пять лет было списано 490 млн. Увы, такая же сумма вновь набрана за счет заимствований у других стран и международных финансовых организаций.
Опасный «добрый сосед»
Особо следует отметить, что основная часть внешнего долга – 41,6% приходится на Китай. Точнее, всего на один банк – Экспортно-импортный банк Китая. И большая часть кредитов идет не на создание производства, а на строительство и ремонт дорог, закрытие дыр в бюджете. При этом в Национальном статистическом комитете утверждают, что «именно к концу 2016 года рост ВВП не только вошел в положительную траекторию, но и показал неплохой рост. А вот увеличение показателей по сравнению с 2015-м говорит о том, что экономика республики практически оправилась от шоков регионального кризиса и сложностей в связи со вступлением Кыргызстана в Евразийский экономический союз».
В свою очередь и А. Кожошев предостерегает от излишней кредитной «дружбы» с Китаем. «Среди стран СНГ у нас один из самых больших долгов. Конечно, все страны мира берут кредиты, но вопрос заключается в том, как их отдавать. Для стран с сильными экономиками – это не проблема, а вот для Кыргызстана это может быть опасно, тем более что основная часть государственного долга – это двусторонние кредиты, в частности долг Кыргызстана перед КНР составляет около 40 процентов от всего долга, – предупреждает экс-министр экономики. – При этом Китай разработал очень интересную систему кредитования. Мы практически не видим тех денег, что выделяет Китай. Они одалживают нам деньги, но все работы по контрактам выполняют китайские компании, то есть деньги из Китая не уходят».
Основной проблемой страны при получении кредитов остается неэффективность использования кредитных средств, полагает Арзыбек Кожошев. «У нас нет структуры, которая занималась бы этими вопросами, – говорит он. – Есть общий свод данных, какое министерство сколько кредитных средств потратило, но никто не отслеживает и не контролирует эффективность трат. Будучи министром экономики, я предложил создать структуру по мониторингу эффективности использования кредитов, как тот или иной кредит повлияет на структуру внешнего долга, насколько возвратными будут средства. Я не знаю, на какой стадии сейчас находится эта работа, но я думаю, что ее нужно усиливать. Кроме того, я считаю, что Кыргызстану нужно меньше кредитных денег тратить на социальные проекты, нужно вкладывать кредиты в те сферы, которые будут приносить прибыль».
Мигранты и границы
Бишкекский политолог, сопредседатель клуба региональных экспертов «Пикир» Игорь Шестаков также отмечает, что в принципе достижения в экономике есть, хотя и не столь ощутимые. «Были, безусловно, положительные моменты – достижение договоренностей между правительством и инвесторами по разработке «Кумтора» (рудник, который разрабатывает канадская золотодобывающая компания. – Ред.), как известно, доходы от этого месторождения играют стратегическую роль в пополнении госбюджета и решении социально-экономических проблем, – отметил эксперт. – Налаживаются новые взаимовыгодные экономические связи с Узбекистаном, который имеет позитивный опыт в производстве сельхозпродукции и товаров народного потребления. Новый глава нашего государства и премьер подтвердили стратегический курс на развития экономического взаимодействия в рамках ЕАЭС. Экспорт швейной продукции из Кыргызстана в России является показателем этих процессов. Но возникшая из-за политических проблем и потоков контрабанды из Китая сложная ситуация на границе Кыргызстана и Казахстана безусловно нанесла серьезный удар по экономическому положению не только производителей республики, но и тех же грузоперевозчиков».
На 2017 год парламент планировал в расходную часть бюджета 2,18 млрд. долларов. При этом стоит для сравнения упомянуть и о других цифрах. За десять месяцев прошлого года трудовые мигранты перечислили домой 2,83 млрд. И, судя по всему, общая сумма за год вырастет еще миллионов на двести-триста. То есть 2017-й станет рекордным: прошлое достижение датируется 2013 годом, тогда мигранты перечислили домой 2,26 млрд. долларов. И это только банковские данные, ведь трудно спрогнозировать, сколько денег граждане привезли домой наличными. Тем не менее хорошо видно, какое место в экономике страны занимают деньги, заработанные гражданами республики в других странах, прежде всего в России, денежные переводы откуда составляют более 95%.
Нужно отметить, что этот рекорд мог состояться только в силу того, что вступили в действие правила ЕАЭС о перемещении рабочей силы – трудовые мигранты из Киргизии были переведены на облегченную форму регистрации, с них перестали требовать сдачи экзамена по языку и т.п. Это дало возможность большему количеству граждан КР выехать в Россию и другие страны союза на заработки.
И. Шестаков отметил, что на итоги года существенно повлиял киргизско-казахский пограничный конфликт, когда киргизские перевозчики и экспортеры потерпели большие убытки. Проблему удалось уладить только тогда, когда к власти пришел новый президент Сооронбай Жээнбеков.
«Но вопросы все равно остаются и по соответствию производимых в республики товаров международным стандартам, и по заслону на границах контрафактной продукции, – отметил политолог. – Высказанные в ходе пограничного кризиса заявления экс-президента Алмазбека Атамбаева, что экспорт национальной продукции можно якобы переориентировать на Китай и Узбекистан, пока вызывают больше вопросов, чем ответов. За последние 26 лет Кыргызстан не смог на должном уровне наладить массовый выпуск конкурентоспособной продукции».
Несмотря на многолетнее пребывание в ВТО, в республике элементарно не были созданы лаборатории по сертификации экспортной продукции, поэтому часто киргизскую продукцию, особенно сельскохозяйственную, «заворачивают» на казахстанской или российской границах. «ВТО и коррупция чиновников лишь создали условия для поставок в Кыргызстан зарубежного автохлама и китайской контрабанды. Всем ветвям власти надо в новом году засучить рукава, чтобы максимально создать условия для поддержки предпринимательства. А пока экономическую стабильность могут гарантировать лишь переводы мигрантов из России. Нужно использовать шанс, который предоставили стране экономические возможности в ЕАЭС, но в этом направлении политика властей должна строиться не только на словах, но и на реальных делах», – полагает И. Шестаков. Источник: ritmeurasia.org.
Рейтинг публикации:
|