Как правило, готовые фирмы приобретаются под конкретный проект: для облегчения получения кредита, для конкретной сделки, операции или под участие в закупках, в рамках которых к участникам предъявляются определенные требования. К сожалению, нередки случаи, когда готовые фирмы приобретаются для недобросовестных целей. Например, для уклонения от уплаты налогов или создания потемкинского, формально респектабельного бизнеса, который затем растворяется с деньгами контрагентов. Поэтому репутация агентств, предлагающих готовые фирмы, как правило, довольно сомнительна.
Легкость регистрации ООО закономерно ведет к тому, что подавляющее большинство готовых фирм предлагается именно в такой организационно-правовой форме. Готовые акционерные общества – экзотический «штучный товар» и к продаже в качестве «обертки» для бизнеса предлагаются крайне редко.
Сервисы, специализирующиеся на продаже готовых фирм, предлагают фирмы «с историей» или «без истории».
Для бизнеса может быть существенным наличие необходимого для определенной деятельности разрешения, членства в СРО или лицензии, либо определенной истории взаимоотношений с конкретными контрагентами – в частности участие в закупках. Эти соображения могут подвигнуть к приобретению «готовой» фирмы с необходимыми параметрами. Однако при такой покупке риски исходят оттуда же, где предприниматели ищут преимущества, – из истории общества до его приобретения.
Надо понимать, что полностью проверить деятельность и сделки приобретаемого общества практически невозможно. Следовательно, существуют практически неустранимые риски споров с бывшими участниками, контрагентами, проверяющими органами и иными лицами, наличия у общества долгов, просроченной отчетности, нарушений законодательства, плохой кредитной истории, неизвестных покупателю обязательств. При этом такие проблемы могут выявиться не сразу, а по прошествии некоторого времени. Например, при налоговой проверке общества уже после его приобретения.
Деятельность готовой фирмы «с историей» легко может оказаться фиктивной: определенные ее операции могли вообще не иметь экономического смысла и осуществляться лишь формально. Такие сделки могут оспариваться контрагентами. Это также несет риски претензий со стороны налоговых органов. Особенно если контрагентами по таким операциям были подозрительные фирмы или результатом для приобретаемого общества было получение «необоснованной налоговой выгоды» – необоснованного уменьшения налогового бремени за счет «фиктивных» операций.
Отсутствие фактической оплаты уставного капитала участниками при регистрации общества может привести к отмене регистрации такого ООО.
Важна также личность учредителей и руководителей приобретаемого общества. Не исключена ситуация, когда учредители могут быть подставными лицами, не знающими о регистрации общества, участниками которого они якобы являются. Наличие подставных участников может привести к отмене регистрации такого общества. Кроме того, при отсутствии детальной и достоверной информации об истории прав на доли в обществе покупатель может в дальнейшем столкнуться с затяжным корпоративным конфликтом с неожиданно объявившимися лицами, такую долю оспаривающими. И даже утратить свои права на доли в приобретенном обществе. Следует также учитывать, что предыдущий генеральный директор фирмы в период своих полномочий имел возможность заключать сделки от имени общества в своих интересах либо иные «токсичные» сделки, негативные последствия которых выявятся лишь со временем. Причем продающий общество сервис может даже быть не в курсе таких действий прежнего директора.
Приобретая готовое общество, покупатель может столкнуться с ситуацией, когда адрес регистрации общества имеет ряд пороков. Это может быть как всего лишь неудобное месторасположение (неподходящее для ведения деятельности по такому адресу, неудобный офис и другое), так и регистрация общества по несуществующему адресу. Или отсутствие оснований для регистрации по такому адресу – договора с собственником, реально функционирующих зданий по данному адресу и т. д.
С 2017 года налоговые органы стали тщательнее проверять адреса регистрации обществ не только при их создании, но и после. В случаях если общество зарегистрировано по адресу «массовой регистрации» (более пяти фирм по одному адресу), здание по адресу регистрации разрушено либо не может быть свободно использовано для регистрации юридического лица (например, если это здание органа государственной власти или воинской части), то налоговые органы будут обращаться к обществу с целью установления корректных данных. Если такая информация не будет установлена, в ЕГРЮЛ может быть внесена запись о недостоверности сведений о таком обществе. В этом случае общество может быть ликвидировано в судебном порядке либо исключено из ЕГРЮЛ.
Это лишь часть проблем, с которыми можно столкнуться при покупке готового общества – и не только «с историей», но и представляемого как «чистое», «без истории». На самом деле купить готовую фирму «без истории» невозможно. Приобретая фирму «без истории», покупатель все равно получает общество с некоторой, пусть и непродолжительной, историей существования вне сферы контроля покупателя. У общества к моменту его продажи уже есть участники, руководители, а значит, и указанные выше риски.
Покупателю, решившемуся приобрести готовую фирму, необходимо провести тщательный и доскональный due diligence – правовую проверку истории общества: его правового статуса и корректности регистрации, истории прав на доли, сделок общества, контрагентов, выплат в бюджет (налогов, страховых взносов и прочих). Провести аудит бухгалтерской, налоговой, управленческой и иной отчетности. Впрочем, проверка может позволить снизить риски, но не устранит их полностью. Кроме того, для дальнейшего ведения бизнеса новому участнику общества в любом случае необходимо приобрести доли в нем (стать его участником) и провести смену генерального директора, что потребует некоторого времени и расходов.
В целом представляется, что приобретение готовой фирмы – рисковое и одновременно достаточно бессмысленное дело для добросовестного бизнеса. Зарегистрировать ООО с нуля несложно и самому. Тем более это быстро и легко сделать с привлечением грамотных юристов-консультантов. А большинство причин, которые побуждали и сейчас еще иногда побуждают предпринимателей приобретать готовые юридические лица «без истории», а не создавать общество с нуля, на самом деле не дают никакого практического результата. Такие готовые фирмы стоят не дешевле услуг консультантов по регистрации юридического лица. А сроки переоформления документов приобретаемого общества (приобретение долей новыми участниками, смена директора) не сильно отличаются от сроков регистрации нового общества. При грамотной регистрации общества с нуля не возникнет указанных выше рисков, связанных с незнакомой покупателю историей фирмы до ее приобретения.
В целом представляется более предпочтительным, безопасным и удобным зарегистрировать фирму с нуля при содействии грамотных юристов, нежели покупать кота в мешке.
Говоря о приобретении готовых фирм, нельзя не коснуться еще одного вопроса. Порой фирмы предоставляются для использования без их приобретения – то есть «оболочкой» для бизнеса служит общество с подставными учредителями и/или руководителями без перехода формального контроля к фактически контролирующему и принимающему решения лицу. Необходимо помнить, что это незаконная и недобросовестная практика, а внесение в ЕГРЮЛ информации о подставных лицах, создание или реорганизация фирмы с подставными лицами являются уголовным преступлением. Основные риски ответственности несут «регистраторы», зарегистрировавшие и продающие фирму. Однако проблемы могут возникнуть и у ее покупателя (например, при государственной регистрации реорганизации, при которой в ЕГРЮЛ сохраняется информация о подставном директоре). Участие в уголовном деле в любом качестве, очевидно, не то, чего ожидают покупатели, приобретая готовую фирму.