Поправка к Газовой директиве ЕС, которая распространяет внутриевропейские правила игры на внешние газопроводы, возмутила даже не российских экспертов, а Европейскую ассоциацию газовых компаний (Eurogas). Аналитики Eurogas не понимают, с какой стати Третий энергетический пакет должен регламентировать создание и эксплуатацию этих трубопроводов.
В частности, по мнению экспертов ассоциации, в которую входят представители крупнейших европейских компаний в газовой отрасли, закон может негативно повлиять на безопасность поставок и инвестиций, а также ухудшить геополитические отношения между странами.
“Eurogas изучила законопроект и отметила ряд моментов, которые способны нанести значительный вред или привести к нежелательным последствиям, – говорится в официальном заявлении ассоциации. – В свете этих соображений Eurogas рекомендует заморозить предложение до тех пор, пока не будут изучены все его возможные последствия. При этом в ходе изучения необходимо принять во внимание мнения заинтересованных сторон”.
Эксперты ассоциации отмечают, что в тексте законопроекта не приводятся условия, необходимые компаниям получения одобрения на строительство газопроводов, что “создает ситуацию неопределенности для разработчиков и пользователей, что может подорвать контрактные права и обязательства”. Также в заявлении ассоциации указывается, что предложение Еврокомиссии может создать более выгодные условия для поставщиков сжиженного природного газа по сравнению с поставщиками трубопроводного газа.
Напомним, 8 ноября Еврокомиссия внесла предложение об изменениях в директиву по газу. Поправки к Газовой директиве ЕС предполагают применение основных принципов общеевропейского энергетического законодательства ко всем газопроводам, идущим из третьих стран по территории союза – действующим и тем, которые будут построены в будущем.
Если поправки в итоге утвердят (предполагается, что только для морских трубопроводов), то, как минимум, шесть-семь государств – Алжир, Ливия, Марокко, Норвегия, Тунис, Великобритания (после возможного выхода из ЕС) и Россия с ее обеими "Северными потоками" могут быть вовлечены в этот процесс. При этом в ЕК уверяют, что новые правила игры, если они будут приняты, не станут препятствовать строительству каких-либо новых газопроводов, прежде всего – а это очевидно! – "Северного потока-2".
Правда, в ЕК уже заявили и о нецелесообразности его строительства, сочтя достаточной и нынешнюю газовую инфраструктуру Европы — особенно на фоне ожидающейся острой конкуренции трубопроводного газа с СПГ.
На первый взгляд, заявленные цели выглядят весьма благообразно: недискриминационное в отношении некоторых государств ЕС установление тарифов на прокачку "голубого топлива", доступ к газопроводам третьих сторон (которые их не строили и не инвестировали в проекты), разделение деятельности по продаже и транспортировке газа (монополист сетей распределения должен предоставить 50% их емкости конкурентам) и т.д.
Однако де-факто эти поправки дадут Еврокомиссии инструмент для ограничения, а возможно и полной блокировки поставок газа по "Северному потоку-2". Если ЕК не может остановить строительство газопровода, то она явно намерена не допустить его полноценной эксплуатации. |