Балансы 5 ведущих центральных банков мира достигли 16 трлн долл (ФРС, ЕЦБ, Банк Японии, Банк Англии и Швейцарский Нацбанк). За год в долларом выражении баланс ЕЦБ вырос на 1.5 трлн, Банка Японии на пол триллиона, Банка Англии на 185 млрд, а ШНБ примерно на 136 млрд. ФРС же начали сокращать баланс, но в пределах символических величин, но это пока.
С конца 2014 глобальное QE даже не думало останавливаться. На рынки было поставлено свыше 5.3 трлн долларов центральной ликвидности. Чтобы оценить масштаб: с декабря 2007 по декабрь 2009 (самая острая фаза мирового кризиса) было влито какие-то незаметные 3 трлн от ТОП 5 ЦБ. С конца 2014 основной объем на 92% распределен среди ЕЦБ и Банка Японии (2.7 и 2.13 трлн долл).
Годовой темп впрыска центральной ликвидности подскочил до 2.4 трлн долл в год (преимущественно связано с валютной переоценкой). Это сопоставимо с наиболее драматическими моментами 2008-2009.
С 2007 года работает железное правило: ни секунды без QE. Если кто-то по недоразумению решил прекратить скупку всего, что к полу не приколочено, то инициативу должен перехватить другой ЦБ. Сразу и никак иначе.
Наиболее чудовищное монетарное зверство вне всяких сомнений от ЦБ Японии, который уже в 5 раз раскрутил свой баланс за 7 лет. Его жалкие монетарные эксперименты в начале нулевых смотрятся просто ничтожно по сравнению с тем, что он вытворяет теперь.
QE от Банка Англии достаточно мизерный по сравнению с лидерами – не дотягивает даже до 200 млрд фунтов стерлингов, зато разгон иностранных активов (преимущественно акции американских корпораций) у ШНБ составил свыше 300 млрд франков за 3 года. От ЕЦБ поступило более 2.5 трлн евро, ФРС же бездействует с октября 2014.
Тоже самое, но в долларах:
Однако, несмотря на заявленный таргет в 80 трлн в год, реальные темпы покупок ЦБ Японии опустились в диапазон 35-40 трлн иен. Есть основания полагать, что в первой половине 2018 темпы снизятся еще больше до 25-30 трлн иен.
ЕЦБ планирует снизить интенсивность покупок в два раза (с 60 до 30 млрд евро в месяц). От Банка Англии должно поступить не более 40 млрд фунтов за первое полугодие и еще 30-40 млрд от ШНБ. ФРС должно изъять с рынка около 80-90 млрд за первые 6 месяцев 2018. В лучшем случае на рынок может поступить 400 млрд долл, что в 5 раз (!) меньше темпов с 1 квартала 2016 по текущий момент.
Во втором полугодии на фоне ужесточения от ЕЦБ и ФРС чистый поток центральной ликвидности может стать отрицательным! По сути, это все. Ведущие поставщики ликвидности на рынок уходят со сцены. Следующие эпизоды монетарного бешенства возможны в условиях экстраординарных событий на рынках или в экономике. Все это предполагает переход в некое пограничное состояние – посткуешный период. Современный мир не знает, что такое жить без безлимитной инъекции центральных денег практически в неограниченном объеме. Это находило отражении во всем спектре финансовых активов – цены на облигации (и как следствие процентные ставки в том числе и на денежном рынке), акции, товарные активы.
Процедура похмелья от наркотического транса десятилетия может быть весьма непредсказуемая. Однако, что можно утверждать с уверенностью – рекордная серия чрезвычайно низковолатильных дней 2017 будет закончена в 2018.