Хотя закон о санкциях против РФ был принят в США еще летом, кто и когда попадет под его действия, пока неизвестно. Это выяснится к началу февраля, примерно тогда же, когда начнет проясняться вопрос с ограничениями на вложения в российские ОФЗ.
Что мы не знаем о санкциях
Как заявил Джон Суини, бывший конгрессмен член избирательной кампании Дональда Трампа в рамках брифинга с российскими юристами, список российских лиц и организаций, которые подпадут под санкции США в рамках принятого летом 2017 года закона «О противодействии противникам Америки через санкции» находится еще в работе. Он будет сформирован в ближайшие 6-8 недель, передает «Интерфакс».
По словам Суини, в Минфине США и Госдепе существуют «черновые списки». Он пожаловался на субъективизм в их составлении: «Есть негативное влияние санкций на американский бизнес, потому что мы не можем вести дела с определенными российскими лицами, и эта проблема как раз связана с субъективностью подхода».
Конгресс передал формирование списка юридических и физических лиц, подпадающих по санкции, в компетенцию правительства США, а когда они будут составлены, то быть из них исключенными практически невозможным. Поэтому россиянам и их представителям лучше принимать превентивные меры, разговаривая «с людьми, которые этот список составляют», с тем, чтобы быть услышанными, почему они должны войти в этот список, полагает экс-конгрессмен.
Это заявление, сделанное к тому же, как сообщается, перед вудиторией российских юристов, очень похоже на откровенный призыв к активным лоббистким действиям, пока еще есть время.
В основной своей массе санкции, действующие в отношении российских компаний, введены исполнительными указами президента США еще в период, когда этот пост занимал Барак Обама, констатирует исполнительный директор HEADS Consulting Никита Куликов. Специфика исполнительных указов заключается в том, что никто кроме президента Штатов отменить их действие не имеет права. Однако после победы на выборах Трампа сенатское большинство, оказавшееся в оппозиции к новоизбранному президенту, поспешило закрепить антироссийские санкции на уровне закона, таким образом отняв у президента прерогативу их отмены.
Сейчас, по сути, говорит эксперт, мы видим развитие этого процесса, и принципиальным отличием новых санкций от уже действующих является именно то, что они носят не временный, а перманентный характер, то есть любое изменение санкционного списка, как расширение, так и сокращение, может быть совершено только на уровне принятия изменений в законодательную базу, а это значит, что, хотя де-юре такая возможность у российских физических и юридических лиц остается, де-факто исключение из санкционного списка станет практически невозможным в том числе и из-за процедурных сложностей.
С другой стороны, в отличие от исполнительного указа президента, закон может быть обжалован в суде, причем, не только лицами, попавшими в пресловутый санкционный список, но даже американскими компаниями и гражданами, которые могут счесть себя пострадавшими от введения ограничений. Например, если у американской компании в связи с расширением санкций отпадает возможность осуществления транзакций с контрагентом, которым является российская компания, что ведет к формированию недополученной прибыли или убытка, она может обратиться в суд с требованием признать неконституционным нарушение своих прав в связи с принятием закона. Надо полагать, такие иски место иметь будут, и если хотя бы по одному из них истцом будет одержана победа, в связи с тем, что в США действует прецедентная система права, может последовать реакция по принципу домино.
Также стоит признать, продолжает Никита Куликов, что существенного негативного влияния антироссийские санкции на внешнеторговые отношения США и России за три года их действия не оказали. В 2015 году товарооборот между странами составил 22 млрд долларов, в 2016-м – 21,7 млрд долларов, с января по сентябрь 2017 года – 16,9 млрд долларов и к концу года, по прогнозам составит не менее 20 мдрд долларов. Что интересно, при этом традиционно почти четверть объемов внешней торговли между странами приходится на так называемый скрытый раздел, то есть технологии, применяемые, в том числе, и в сфере оборонной промышленности.
Усиление позиций России провоцирует удар
Вероятно, полагает, в свою очередь, инвестиционный аналитик Global FX Сергей Костенко, США будут и далее завинчивать «гайки» в отношениях с Россией, что грозит продолжением нажима на нее в преддверии президентских выборов с целью оказать на них влияние, чтобы не допустить победы Владимира Путина. В этой связи принятые Конгрессом и одобренные ДональдомТрампом еще летом текущего года новые санкции, могут оказать заметное влияние на российский национальный бизнес.
Как известно, рассказывает аналитик, внутренняя политическая борьба в США требует все новых и новых «внешних» жертв. Осознание Штатами, что они теряют влияние в мире, с одной стороны по своей «глупости», а с другой благодаря усилению позиций России на внешней политической арене, заставляет их, пытаясь сохранить лидерство, нанести сильнейший удар по нашей стране как экономического, так и репутационного характера.
Расширяя санкции, полагает аналитик, США, вероятнее всего, будут выбирать наиболее, с их точки зрения, болезненные точки в российской экономике, действуя субъективно, исходя только из политических соображений.
В этой ситуации нашему политическому руководству будет сложно действовать на опережение, так как пока не известно, какие физические и юридические лица войдут в новый санкционный список. Но, говорит Сергей Костенко, можно предположить, что Госдеп, а именно он будет составлять списки, будет делать упор на финансовый сектор, а также на компании и лица, принадлежащие нефтегазовому сектору.
С высокой степенью вероятности в Global FX также ожидают запрета американским инвесторам приобретать облигации федерального займа с целью дестабилизировать ситуацию на внутреннем валютном рынке РФ и вызвать волнения у населения резким ослаблением курса рубля против доллара, как, например, это было в 2014 и 2015 гг. Такой вариант развития событий вызовет активизацию ЦБ РФ, который начнет продажи валюты, что сгладить последствия этого.