Север – Юг. Диверсификация экономики Пакистана, российское измерение
Правительство и бизнес Пакистана считают развитие сотрудничества с Россией стратегическим направлением своей внешнеэкономической политики, нацеленной на ускорение диверсификации пакистанской экономики. Такая оценка звучала в ходе Российско-пакистанского бизнес-форума в Москве в конце ноября. Форум проходил одновременно с заседанием в Москве Российско-пакистанской межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
В товарной структуре двухсторонней торговли доля высокотехнологичной продукции в экспорте РФ в Пакистан уже превышает 60%, в пакистанском экспорте достигает почти 40%. Это, по оценке пакистанской стороны, свидетельствует о положительной динамике индустриализации обеих экономик и о растущей востребованности товаров с высокой добавленной стоимостью в двухсторонних экономических связях. Представители Пакистана на форуме отметили высокое качество и конкурентоспособные цены ввозимого из РФ оборудования, например, для электроэнергетики, стройиндустрии, отраслей химической промышленности, геологоразведки.
До последнего времени главным поставщиком в Пакистан означенной продукции был Китай, являющийся также основным инвестором в экономику Пакистана. У пакистанской стороны нет претензий к экономической политике КНР, но в кулуарах московского форума высказывалась озабоченность чрезмерной ориентацией внешней торговли Пакистана на Китай. «Пакистанские деловые круги, – подчеркнул в ходе форума глава Пакистано-российского делового совета Афзал Мухаммад Фарук, – нацелены на диверсификацию торговых и инвестиционно-технологических связей с внешним миром. А Россия – среди главных партнеров в этой диверсификации».
Что касается совместных экономических проектов, пакистанская сторона выделяет в качестве основного транспакистанский газопровод Лахор – Карачи, предусматривающий обеспечение спроса Пакистана на газ к 2020 году более чем на 70%. Крупные запасы газа на юге и юго-западе Пакистана, будучи освоенными, пополнят сырьевую базу газовой отрасли, в том числе в развитии газобаллонного автотранспорта (Пакистан входит в десятку стран – мировых лидеров по парку газобаллонных автомобилей). Россия поставляет для этого проекта компрессоры, фитинги и ряд других видов оборудования. То значение, которое придаёт проекту Исламабад, обусловлено, как отмечали в неофициальном порядке пакистанские участники форума, проблематичностью сооружения газопровода ТАПИ (Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия) из-за ухудшения военно-политической ситуации в Афганистане. В Пакистане актуальность проекта ТАПИ спадает.
Как пояснил ещё в прошлом году Мухаммад Мунир, директор Управления по развитию торговли Пакистана, «создаваемый с российским участием газопровод Лахор – Карачи длиной в 1100 км и мощностью около 12,5 млрд кубометров в год способен устранить газодефицит в ряде регионов Пакистана и ускорить освоение новых запасов газа. Артерия свяжет терминалы по приему СПГ в припортовом городе Карачи с промышленной столицей пакистанского севера – Лахором. Российское участие в данном проекте, по словам Мунира, – «это качественно новый этап двухсторонних отношений».
Схожие оценки прозвучали и на состоявшемся в Москве в конце ноября пятом заседании Российско-пакистанской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров подчеркнул, что «Пакистан является важным партнером России в различных областях сотрудничества, включая электроэнергетику, поставки нефти и газа, авиацию, автомобилестроение». Министр напомнил также, что в октябре сего года было подписано соглашение по поставке СПГ из России в Пакистан. Это принципиально важный шаг, поскольку Пакистан, по словам главы Пакистано-российского торгового совета Афзала Мухаммада Фарука, стремится уйти от односторонней привязки к одному-двум поставщикам СПГ (пока до 90% объёма этого импорта приходится на Катар и Юго-Восточную Азию. – Ред.).
Возможности для расширения сотрудничества между РФ и Пакистаном в области газовой энергетики имеются. Как говорит заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, вскоре выходит на проектную мощность «Ямал СПГ» и «у России есть планы по увеличению уже в 2018 году доли на глобальном рынке сжиженного газа до 18%» (сегодня 5%. – Ред.). Пакистан вполне может стать одним из постоянных импортёров российского СПГ.
Важный аспект расширения российско-пакистанских связей – вступление Пакистана одновременно с Индией в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). В контексте проблем, создаваемых Афганистаном, ШОС важна для Пакистана и потому, что взаимопонимания с Вашингтоном по афганской ситуации Исламабаду достичь не удаётся. В ходе недавней встречи премьер-министра Пакистана Шахида Хакана Аббаси с министром обороны США Джеймсом Мэттисом пакистанский премьер заявил, что в сравнении с другими странами «никто не может желать мира в Афганистане больше, чем Пакистан, приверженный борьбе с терроризмом». Американская же сторона обвиняет Пакистан в связях с террористическими организациями, такими как сеть «Хаккани» и афганский «Талибан», которые «нападают на коалиционные силы НАТО в Афганистане». Исламабад отвергает эти обвинения, заявляя, что Вашингтон «пытается сделать из Пакистана козла отпущения за свои собственные неудачи в Афганистане, где США по-прежнему находятся в тупике после 16 лет войны».
Обозначилось также намерение Исламабада участвовать в реализации проекта международного транспортного коридора «Север – Юг», прокладку которого осуществляют РФ, Иран, Индия и Азербайджан. В конце октября посол Пакистана в Азербайджане Саид Хан Мохманд заявил, что «Пакистан ведет переговоры с Азербайджаном о подключении к проекту этого транспортного коридора. Он пояснил также, что «во время недавнего визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Пакистан стороны обсудили вопрос о соединении этого коридора с пакистанским портом Гвадар, а затем и с китайско-пакистанским транспортным коридором».
Китайско-пакистанский транспортный коридор
Коридор «Север – Юг» должен соединить Европу с Южной и Юго-Восточной Азией по кратчайшим маршрутам. На первом этапе здесь планируется транспортировать в обоих направлениях 5-7 млн. тонн груза в год, а в дальнейшем – минимум 15 млн. тонн. Ввод в действие всех участков коридора, включая перегрузочные терминалы, намечается к 2025 году.
Алексей БАЛИЕВ Источник: fondsk.ru.
Рейтинг публикации:
|