Публикации в украинских СМИ о «новой амбициозной программе помощи ЕС Украине» призваны скрыть раздражение Брюсселя Киевом и неудачный финиш действующей программы макрофинансовой помощи Украине, пишет украинский еженедельник «2000».
Как заявил несколько дней назад Петр Порошенко, на этой неделе Еврокомиссия должна обнародовать коммюнике о проекте макрофинансовой помощи Украине на 2018−2019 гг. Предполагается, что за два последующих года ЕС будет готов перечислить Украине до 2 млрд евро на стабилизацию и поддержку реформирования экономики.
Тем не менее, вопреки оптимистичным заявлениям президента о новой амбициозной программе и возможности получить от ЕС еще в этом году последний транш макрофинансовой помощи в размере 600 млн евро в рамках действующей, шансы получить даже часть этих денег для Украины минимальные.
Об этом написал на своей страничке в Facebook депутат Мустафа Найем, вернувшийся из Брюсселя, где проходил саммит «Восточного партнерства».
По его словам, главная причина отказа в выделении средств — невыполнение четырех из 22 условий меморандума, среди которых: запрет на экспорт леса-кругляка, закон о кредитном реестре Нацбанка, система верификации конечных бенефициаров компаний и внедрение системы автоматической проверки электронных деклараций.
«Больше всего нареканий по лесу-кругляку и электронным декларациям. (Внедрение системы верификации конечных бенефициаров некоторые еврочиновники называют изначально завышенным требованием — такой системы нет ни в одной из стран ЕС и частично внесена только в Великобритании)», — утверждает Найем.
Еврочиновники, похоже, действительно оказались раздосадованы отсутствием прогресса в выполнении указанных пунктов и считают виновным в этом лично президента Петра Порошенко.
Этой весной Брюссель уже выдал Киеву 600 млн евро помощи авансом, в обмен на обещание отмены моратория на вывоз необработанной древесины. Но мораторий, веденный в 2015 г. на 10 лет вопреки персональным обещаниям президента Украины, продолжает действовать.
К этому добавились проблемы с проверкой электронных деклараций и деятельностью Национального антикоррупционного бюро, которые на Западе воспринимаются как нежелание украинской власти всерьез бороться с коррупцией.
Очевидцы саммита Европейской народной партии, проходившего в Брюсселе 24 ноября, утверждают, что побывавшему там Порошенко пришлось на повышенных тонах оправдываться, когда речь зашла о лишении Михаила Саакашвили украинского гражданства и депортации из страны его соратников.
Нежелание отменять мораторий на вывоз леса в ЕС воспринимают как неготовность Украины имплементировать подписанное соглашение о свободной торговле. И отказываются делать дальнейшие шаги навстречу, прежде чем не будут выполнены уже подписанные документы.
Так, в интервью с главой Представительства ЕС в Украине Хьюгом Мингарелли, опубликованном 30 ноября «Европейской правдой», посол ЕС говорит о преждевременности ожидания новых возможностей сотрудничества с ЕС, таких как таможенный союз и «шенген», и о важности выполнения Украиной всеобъемлющего Соглашения об ассоциации и свободной торговле. До того, как оно будет не просто ратифицировано, а начнет выполняться, все разговоры о следующих шагах и стратегических целях Мингарелли считает бесполезными.
«Будет ли польза для украинцев, если сейчас мы начнем говорить о таможенном союзе, не имея предпосылок для такого разговора? Мне кажется, что следует выполнить то, что есть сейчас. А когда будет значительный прогресс в выполнении Соглашения об ассоциации — тогда будем говорить о следующем шаге», — заявил представитель ЕС, попутно заметив, что приведение украинских норм и стандартов к европейским, а затем их внедрение производителями займет несколько лет, и «это точно будет больше пяти лет».
Точно так же, когда в ЕС ведутся разговоры о восстановлении контроля на внутренних границах в связи с миграционным кризисом и терроризмом, запрос об ассоциации любой страны-партнера с «Шенгеном» тоже не выглядит реалистично.
Для большинства трезвомыслящих граждан Украины такое промедление в отношениях с ЕС не является чем-то неожиданным и сенсационным. Но оно выбивает почву из-под ног команды президента, строящей свою политику на обещаниях дальнейшего сближения с ЕС и перспективах вступления Украины в политический и экономический союз европейских народов.
На этот раз, если верить Мустафе Найему, ЕС решил придержать 600 млн евро, положенных Украине, и предложить нашей стране новую программу, содержание которой обнародуют к началу следующего года.
С большой вероятностью среди них могут оказаться: создание Службы финансовых расследований и Антикоррупционного суда, внедрение механизма автоматической проверки электронных деклараций и реализация независимого аудита НАБУ. Об экспорте леса-кругляка европейцы тоже, надо понимать, не забудут.
Ярослав Дмитренко.