1. Финтех – это не стартапы
Многие традиционные банки считают, что финтех – это небольшие стартапы, которые скоро умрут, потому что не потянут гонку за наращиванием инфраструктуры. Это неправда: на самом деле инфраструктура дешевеет. Кроме того, финтех – это давно не стартапы. Финтех существует в виде крупных компаний, которые сами могут задавить кого угодно. Например, PayPal, Alipay и WeChat.
2. Не терять время
Ключевая позиция традиционных банков – наблюдать за развитием ситуации и технологий, рассчитывая на то, что, если произойдет нечто интересное, можно будет ворваться и всех победить, используя свои финансовые ресурсы. Это неверный подход, потому что любая инновация связана не с деньгами, а со временем. В нынешних условиях деньги ничего не значат. Сейчас только одна значимая величина – время. Нужно рисковать, внедряя новые технологии, и делать это быстро и не для галочки, а ради бизнеса.
3. Сделать ставку на back-end
Есть front-end, и есть back-end. Кто-то должен стать на фронт, а кто-то на бэк. Back-end писать легче, поскольку он связан только с цифрами, не требует согласования и понимания вкусов пользователей. Заниматься бэком дешевле и быстрее, чем фронтом. Работать с бэком – это более выигрышная позиция для банков, чем копирование стартапов с их фронтами. Гнаться за «Рокетбанком» и TalkBank – это проигрышная стратегия. Лучше просто открыть им свои API и занять комфортную нишу, делая бизнес.
4. Использовать открытые API вместо мобильных приложений
То, что сейчас банки понимают под открытым API, – это очень мало для финтеха.
Банк, который вывернет весь свой бэк в открытые удобные API и сфокусируется на этом, всего за год получит ключевые конкурентные преимущества перед остальными российскими банками. Традиционным банкам нужно сделать это, вместо того чтобы бежать за гламурными мобильными приложениями. Мобильные приложения вообще стоит отдать Тинькову.
5. Отказаться от «песочниц»
Все хотят иметь «песочницу». Тему «песочниц» обсуждают даже в ЦБ. Однако, на мой взгляд, «песочница» – это просто игра. У серьезных банков не получается сделать из нее бизнес, потому что они используют свои разработки только для личных целей и не готовы предоставлять услуги другим игрокам. Внутренние «песочницы» с ограниченными рамками и воспитательницами по периметру – это потерянные деньги.
6. Покупать и создавать самим
При принятии решения о том, купить продукт или создать самим, значение имеет в первую очередь время. Второй фактор – понимание того, что будет дальше. Важны скорость, масштабируемость и правильная эксплуатация нового решения.
7. Использовать все готовое
Нужно использовать только готовую инфраструктуру, все должно работать на базе облаков. Мы в TalkBank не используем мобильные приложения. Вместо этого мы работаем на базе мессенджеров. Вся инфраструктура принадлежит не нам. Мы не создаем новых рельсов. Мы присутствуем там, где находятся пользователи, а они целыми днями сидят в мессенджерах.
8. Роботизировать общение
Отличие нашего подхода как финтеха заключается в роботизации. Человек исключается из процесса обслуживания клиентов – всё делает робот. Это дает нам запас прочности и позволяет расти на 30% в месяц. У нас нет кол-центров, на все вопросы клиентов отвечает робот.
9. Сотрудничать с финтехом
Я думаю, что финтех и традиционные банки должны сотрудничать, поскольку все стороны имеют свои сильные фишки. Как только в традиционных банках поймут, что ключевой актив – это время, а не деньги, начнется сотрудничество с финтехом, в результате которого появятся интересные для потребителей решения.