Президент Путин объяснил, что чёрная дыра в сельском хозяйстве России осталась позади: ситуация «кардинально» поменялась. Иностранные корреспонденты, побывавшие в России, считают: сельское хозяйство в стране испытывает «бум» благодаря западным санкциям. Некоторые русские министры даже готовы накормить свининой… Индонезию.
В. В. Путин заявил, что ситуация в агропромышленном комплексе России кардинально изменилась. На совещании по вопросам агропромышленного комплекса в Воронеже, где присутствовали вице-премьер Аркадий Дворкович, министр сельского хозяйства Александр Ткачёв и другие официальные лица, президент отметил, что сельское хозяйство демонстрирует положительную динамику. Глава государства уверен: агропромышленный комплекс РФ стал привлекательной для инвестиции отраслью, более того, одним из локомотивов развития экономики. «Я вспоминаю в этой связи дискуссии начала 2000-х годов, когда тут и там слышалось одно и то же, что сельское хозяйство — это «чёрная дыра», — цитирует Путина
«Блокнот» (Воронеж). — Сколько денег ни давай, они бесследно исчезают, и результата никакого. Теперь кардинально ситуация поменялась. Средний темп роста в 2014-2016 годах составил 103,6 процента».
Российские производители укрепляют позиции и на внутреннем рынке, и наращивают экспортный потенциал, подчеркнул президент. По данным Федеральной таможенной службы, за первые семь месяцев 2017 года экспорт продукции аграрно-промышленного комплекса вырос на 18,8%.
Министр Ткачёв на встрече
поведал об экспорте свинины. С этим делом России «нельзя останавливаться». Глава Минсельхоза привёл в пример Германию — «понятную» страну: «Я хочу привести в качестве примера экспорта Германию — казалось бы, близкая, понятная страна. Половину свинины они продают на экспорт. Допустим, Германия 5,5 миллиона тонн в год производит свинины, из них почти 3 миллиона — на экспорт. Во все страны, и прежде всего Китай, Индонезия, часть — Япония, Корея и так далее. Поэтому, конечно, нам ни в коем случае нельзя останавливаться и по свинине».
В. В. Путин пыл министра остудил: «Индонезия — это мусульманская страна, там свинину не едят».
Смешно стало Путину? Или было ему стыдно за своего министра-агрария? Об этом пишут нынче даже в турецких газетах.
«Medya Gunlugu» сообщает об «интересной
новости», появившейся в газете hurriyet.com.tr. Новость была озаглавлена: «Путину стало стыдно за промах российского министра». «Министр сельского хозяйства России Александр Ткачев шокировал президента Владимира Путина словами «мы накормим Индонезию свининой», которые способны вызвать международный скандал», — переводит текст первоисточника с турецкого языка
«ИноСМИ».
Когда вице-премьер Аркадий Дворкович, сидевший возле Путина, продолжил разговор о продаже свинины Индонезии, Ткачёв добавил: «Не волнуйтесь, мы и Индонезию накормим свининой».
И после стольких промахов министра Путину «пришлось закрыть лицо руками».
Эта новость разошлась по турецкой прессе — «Milliyet» и «Sabah» подхватили скандал.
По мнению же турецкого автора, Путин «закрывает лицо руками не от стыда», а чтобы скрыть смех. И сама атмосфера на заседании «достаточно весёлая».
Шутки шутками, но иностранные аналитики уверяют: сельское хозяйство в России и вправду испытывает «бум». Причём благодаря западным санкциям!
Мортен Йентофт, побывавший в России, в норвежском издании
«NRK» поведал европейской читающей публике: русское сельское хозяйство развивается просто на удивление!
Однако тут же он называет и основную причину развития: Москва запретила импортировать западные продовольственные товары, введя контрсанкции.
Наталья Паринова — главный ветврач хозяйства «Заречное» (север Воронежской области). Она рассказала, что на участке строится помещение на тринадцать тысяч голов скота на убой. За несколько лет здесь поднялось огромное предприятие по мясному производству. Коровы импортированы — это животные породы ангус. Поголовье вырастет ещё вдвое за ближайшие несколько лет. «Заречное» уже сегодня является крупнейшим предприятием по производству мяса. Сюда постоянно прибывают делегации. Паринова уверена: такое хозяйство — «хороший пример» возрождения России.
Продукты «Заречного», по её словам, раскупаются клиентами в крупных городах, и не только в самом Воронеже, но и в Москве.
Здесь построена новая бойня: скот забивают и обычным способом, и с соблюдением традиций некоторых религиозных общин.
Зампредседателя областной администрации Виктор Логвинов, принявший журналиста «NRK», заметил с улыбкой: «Если б меня спросили, то я бы пожелал, чтоб санкции продолжались ещё лет десять!»
Логвинов как раз отвечает за сельское хозяйство в Воронежской области, указывает корреспондент. «Санкции позволили нам развивать своё собственное производство продуктов питания», — подчёркивает он. И тут не только скот: если прежде яблоки ввозились в Россию из Польши, то теперь люди создают яблочные сады и выращивают яблоки на местах.
С другой стороны, положение может перемениться, и тогда русским снова придётся выдерживать конкуренцию с иностранцами. И всё-таки нынешнее положение хозяйств куда более прочное, нежели раньше. С 2009 г. в Воронежской области построили семнадцать крупных предприятий по производству молока (инвестировано около двадцати миллиардов рублей). И дело не стоит на месте: в следующие 5 лет планируется открыть тринадцать новых предприятий. Упор делается на мясное производство.
А вот личное мнение иностранного корреспондента. Поездив по области, он признал: очевидно, сельское хозяйство в этой части России вступило в «период расцвета».
Вот, к примеру, ферма предприятия «ЭкоНива» в Верхнем Икорце. Строй коров и немецкая доильная машина. Всего коров тут 2800.
Главный техник фермы Александр Васыхин признаёт: «Ясно, что западные санкции и ответные санкции России для нас — преимущество. Благодаря их введению мы смогли развивать сельское хозяйство, применяя, в частности, технологии, соответствующие тем, что используются в Европе и в Америке». «Мы создаём много рабочих мест, а ещё инвестируем в инфраструктуру и поддерживаем строительство школ и детсадов», — добавляет Васыхин.
Гендиректор холдинга «ЭкоНива — АПК» Штефан Дюрр, как оказалось, из немцев. Он приехал в СССР в 1989 году по программе обмена специалистами. Говорит по-русски, по-немецки, по-норвежски. «Интерес [к сельскому хозяйству] со стороны молодёжи — одно из самых положительных явлений, наблюдающихся сейчас в русском сельском хозяйстве», — считает он.
«ЭкоНива» на сегодня — крупнейший российский производитель молока. Через пять лет Дюрр намерен увеличить производство молока с 900 тонн в день до 3000 тонн.
Дюрр во многом поддерживает Владимира Путина, пусть и не во всём: «Я не хочу поддерживать всё, что делает президент Путин. Однако считаю, что в нынешней ситуации он прав во многом. Поступает много фальшивой информации и с Запада, и с Востока. Каждый день я знакомлюсь с веб-сайтами немецкого агентства «ARD», где о Путине и о России пишут ужасно много ерунды», — констатирует господин Дюрр.
По его мнению, отношения между Западом и Россией будут налаживаться. Вместе с тем, правда, русским и иностранцам придётся конкурировать на открытом рынке. «Мы к этому готовы», — с оптимизмом говорит русско-немецкий аграрий.
* * *
Не было бы счастья, да несчастье помогло. Эта русская пословица довольно точно отражает то положение, о котором рассказали иностранным журналистам представители российского сельского хозяйства. Все они упомянули благо санкций, а один даже пожелал продления санкций ещё лет на десять. (Впрочем, едва ли американцы снимут санкции даже в течение 10 лет: мистер Обама ведь говорил, что снятия санкций русским не видать, пока Крым не вернут.)
Едва ли Россия будет снабжать свининой Индонезию, однако перспективы роста у сельского хозяйства действительно есть, и объективная европейская пресса это признаёт. Другое дело, что при снятии и даже при ослаблении санкций будут отменяться и контрсанкции, а это вызовет резкое усиление конкуренции. Вероятно, на российский рынок снова хлынут польские яблоки. Не забываем, Россия — член ВТО и участник открытой экономики.