Брюссель, похоже, взялся за проблему двойных
стандартов в качестве продуктов питания и напитков для разных частей
Евросоюза. Еврокомиссия готова помочь восточноевропейским странам в
борьбе за продуктовый паритет с Западом и даже предпринимает для этого
некоторые конкретные шаги. Пойти на них, впрочем, вынудило давление из
Восточной Европе, где возмущение сложившейся еще с начала 90-х практикой
становится все сильнее
На востоке «любят» что похуже
Еврокомиссия опубликовала юридические указания, которые помогут
членам Евросоюза призвать к ответу пищевые компании, поставляющие на
восток континента менее качественные продукты питания и напитки по
сравнению с теми, что едят в западных странах. Еврокомиссар по
вопросам юстиции, потребителей и равенства полов Вера Юрова, к слову,
представительница Чехии, т.е. Восточной Европы, уверена в справедливости
жалоб членов ЕС с востока Европы на более низкое качество продуктов и
считает такое положение вещей прямым нарушением общеевропейских законов.
«Эта проблема является ясным и очевидным примером того, что мы можем
решать межгосударственные проблемы, только работая сообща на
общеевропейском уровне, - подчеркнула еврокомиссар. - Члены ЕС долго
действовали в одиночку и не могли найти правильного подхода к борьбе с
этим явлением. Я намерена положить конец этой практике, запрещенной
европейскими законами, и позаботиться о том, чтобы со всеми европейскими
потребителями обращались одинаково».
Речь идет о крупных производителях пищевых продуктов и напитков,
включая Coca-Cola, Pepsi, HiPP, Birds Eye, Lidl и Spar, которые продают
на востоке Европы продукцию более низкого качества, чем то, что
поставляется под теми же брендами в западноевропейские страны. В черный
список, о существовании которого стало известно американскому изданию
Politico, попали также компании Persil и Ariel, производящие продукцию
бытового назначения, качество которой тоже ниже, чем на западе
континента.
При этом нарушители отвергают обвинение в том, что они фактически
обманывают потребителей, заменяя хорошие ингредиенты более дешевыми. Они
утверждают, что различия объясняются национальными традициями и
вкусовыми пристрастиями восточноевропейских народов. С этим объяснением
на востоке Европы, конечно, категорически не согласны.
Второй сорт и свобода торговли
Проблема «двойных стандартов» в продуктах питания между Западом и
Востоком Старого Света существует с момента появления в Евросоюзе новых
членов из стран бывшего соцлагеря, но ребром, так сказать, она стала в
последние годы, когда о ней заговорили на самом высоком уровне.
Последним из восточноевропейских лидеров, поднимавших этот вопрос в
Брюсселе, стал минувшим летом премьер-министр Словакии Роберт Фицо.
Президент ЕС Жан-Клод Юнкер публично пообещал вплотную заняться этой
проблемой и заявил, что в объединенной Европе нет граждан второго сорта.
Публикация указаний для судебного преследования компаний,
поставляющих на восток Европы менее качественные продукты и напитки,
похоже, стала первым шагом в борьбе Еврокомиссии с подобного рода
нарушениями. Кстати, после летнего «шума», поднятого Робертом Фицо, лед,
возможно, уже и тронулся сам собой. Некоторые компании, включая
крупного производителя детского питания HiPP, начали продавать на
востоке продукцию с теми же ингредиентами, что и на западе.
Вера Юрова, однако, пока не стала официально озвучивать список
нарушителей и стыдить их. Она надеется, что угроза судебного
преследования подействует и остановит тех недобросовестных
производителей, кто намерен и дальше экономить и наживаться на восточных
европейцах. Кроме теоретической помощи, Еврокомиссия оказала и
некоторую практическую помощь – она выделила своему Объединенному
исследовательскому центру (JRC) 1 млн евро на разработку технологий,
позволяющих проводить межгосударственные анализы и сравнения продуктов
питания и напитков. Еще 1 млн евро ЕК выделила восточным членам ЕС для
финансирования их собственных исследований в этой области и проведение
мер принудительного порядка.
О реакции Восточной Европы пока неизвестно, а вот директор Центра
выбора потребителей (ССС) Фред Рюдер действия Еврокомиссии
раскритиковал. По его мнению, предпринятые исполнительной властью
Евросоюза меры являются ответом европейского начальства на популистские
действия восточноевропейских правительств. Рюдер в целом согласен с
объяснениями производителей, утверждающих, что они всего лишь пытаются
учитывать национальные вкусы и пристрастия.
«Никто не заставляет потребителей покупать те или иные бренды,-
объясняет он свою позицию.- Люди вольны переходить на другие продукты в
том случае, если недовольны вкусом или концентрацией ингредиентов
каких-то продуктов в своей стране».
Вольны-то они вольны, но есть ли выбор у потребителей в странах, где
полки магазинов давно оккупированы иностранными брендами, а местные
производители давным-давно под разными предлогами оттуда вытеснены?
Вопрос риторический. Демагогические рассуждения о свободе торговли
появляются всякий раз, когда путем навязывания стандартов, выдвижения
условий для распределения субсидий, искусным демпингом или прямыми
запретами ЕС навязывает странам своей периферии продукты компаний из
наиболее развитых стран Союза. Но на этот раз скандал, похоже,
разрастается и утихать не хочет.