Французская Alstom и немецкая Siemens приняли решение объединить
активы в железнодорожном машиностроении. По прогнозам сторон, выручка
нового железнодорожного гиганта составит 15,3 млрд евро, ежегодная
синергия от объединения оценивается в 470 млн евро.
Сделка уже одобрена антимонопольными регуляторами Германии и Франции.
Штаб-квартира объединенного предприятия Siemens Alstom будет размещена в
Париже, там же расположится управление собственно железнодорожными
проектами. В Берлине будет находиться отдел мобильных решений. Бумаги
предприятия будут торговаться на Парижской бирже.
Решено, что 50% капитала Alstom будет владеть Siemens, в обмен
немецкая компания передаст в совместное предприятие свои мощности по
производству железнодорожного подвижного состава и железнодорожного
сигнализационного оборудования. Французское государство должно продать
свой нынешний пакет акций Alstom, составляющий 20%, не позже 17 октября.
Сделка будет завершена до конца 2018 года. Фактически можно говорить о
поглощении Alstom со стороны Siemens.
Как полагают в отрасли, цель объединения — попытка двух лидеров
европейского железнодорожного машиностроения создать заслон экспансии
китайских конкурентов в лице CRRC.
Корпорация CRRC появилась в 2015 году в результате объединения двух
китайских гигантов железнодорожного машиностроения — CNR Group и CSR
Group (буквально: Китайской Северной и Китайской Южной корпораций
локомотивов и подвижного состава), созданных, в свою очередь, в 2002
году в результате разделения Китайской национальной корпорации
локомотивов и подвижного состава. Получившаяся компания оказалась
крупнейшим в мире производителем железнодорожной техники с выручкой 37,8
млрд долларов. При этом если ранее CRRC ориентировалась преимущественно
на внутренний китайский рынок (доля экспорта в портфеле заказов не
превышала 10%), то в последнее время компания взяла курс на внешнюю
экспансию. Уже до 2020 года планируется открыть 11 региональных
представительств, в том числе в России, а также втрое увеличить портфель
иностранных заказов. И пока дела у китайцев идут неплохо: только за
прошлый год их «экспортный» пакет вырос на 40%, в том числе за счет
контрактов в Европе.
Alstom же в последние годы испытывает серьезные трудности. Так, в
2015 году американской General Electric уже было продано энергетическое
подразделение французского машиностроительного гиганта. Сумма сделки
составила 17 млрд долларов. Теперь и железнодорожное подразделение
фактически перейдет под контроль немецкой Siemens. Что интересно, в 2014
году Siemens рассматривалась и в качестве возможного покупателя
энергетического подразделения Alstom, но тогда французские акционеры
предпочли американцев.
Отметим, что обе компании имеют интересы в России. Siemens совместно с
«Синарой» владеет 50% в «Уральских локомотивах», Alstom контролирует
33% в Трансмашхолдинге, которые в совокупности контролируют 100%
российского рынка локомотивов. В связи с этим в России сделка потребует
согласования с ФАС, и аналитики не исключают, что с какими-то
российскими активами объединенной компании придется расстаться.