Китайская Alibaba Group запускает в России еще одну свою торговую
площадку — Tmall. До сих пор в стране присутствовали такие сервисы этого
гиганта интернет-торговли, как AliExpress, специализирующийся на
доставке товаров из-за границы от частного продавца к отдельному
покупателю, и «Молл» — маркетплейс для российского малого и среднего
бизнеса. Tmall ориентирован на крупный бизнес. На этой площадке
представлены признанные мировые бренды дорогих и качественных товаров.
До сих пор Tmall вел операции только в Китае и за счет китайских
покупателей занял 14-е место по посещаемости среди грандов мировой
онлайн-торговли (для сравнения: AliExpress — лишь 48-е). Россия — первая
страна, куда распространил свое присутствие Tmall. «В первую очередь
потому, что Россия очень привлекательный и прибыльный рынок для Alibaba
Group, — отмечает Алексей Федоров, президент Ассоциации
компаний интернет-торговли (АКИТ). — Потребители в нашей стране уже
научились делать покупки в интернете, и онлайн-шопинг прочно вошел в
жизнь людей. Сегодня порядка 50 процентов пользователей Сети в России
являются активными онлайн-покупателями, принося гигантскую прибыль
зарубежным интернет-магазинам, самые популярные из которых — площадки
Alibaba Group. По данным АКИТ, в первом полугодии 2017 года на долю
покупок в китайских интернет-магазинах пришлось 52 процента затрат
россиян. Девяносто процентов посылок с заказами из интернет-магазинов
сегодня приходят в нашу страну именно из Китая». Согласно данным Alibaba
Group, к концу первого полугодия 2017 года Россия вошла в тройку стран
по объему заказов на AliExpress.
Правда, в России Tmall несколько изменит свою бизнес-модель — будет
работать не только как маркетплейс, но и как ритейлер, поставляя товары
потребителям со своих складов в России. Как полагают эксперты, открытие
Tmall нанесет серьезный удар по другим маркетплейсам. В АКИТ полагают,
что «Яндекс. Маркет» может потерять до половины аудитории, если Tmall
вложит серьезные деньги в свое продвижение в российском сегменте рынка.
«Потенциал проекта колоссален, — подчеркивает Алексей Федоров. — В
течение двух лет Alibaba Group может занять не менее 45 процентов
отечественного рынка. Средний чек площадки составит порядка трех тысяч
рублей, что в четыре раза выше, чем на AliExpress. Мы прогнозируем, что
посещаемость маркетплейса будет в районе 60 миллионов человек в месяц,
если все планы Alibaba сбудутся». При этом присутствие российских
производителей на площадках Alibaba существенно не расширится, а путь
зарубежных товаров к российским потребителям сократится в разы.