Уральская индустриальная биеннале современного
искусства разрастается, охватывая все больше тем, жанров и городов. В
двухлетней перспективе — превращение ее в полноценный федеральный проект
14 сентября в Екатеринбурге открылась четвертая Уральская
индустриальная биеннале современного искусства — крупнейший
отечественный художественный проект с международным участием за
пределами столицы. Биеннале стартовала в 2010 году и с тех пор исследует
при помощи многочисленных арт-практик индустриальность как наследие и
современность нашего региона. Учредитель и организатор — Уральский
филиал РОСИЗО ГЦСИ (подчиняется министерству культуры РФ), соучредители —
правительство Свердловской области и администрация Екатеринбурга.
Программа Уральской биеннале-2017 обширна. Ее ядро (основной проект) —
выставка, подготовленная куратором Жоаном Рибасом, искусствоведом,
заместителем директора музея современного искусства Серралвеш в Порту
(Португалия). Он сформулировал тему своего проекта как «Новая
грамотность»: она посвящена труду и досугу недалекого будущего,
предвосхищает изменения, которые в ближайшее время произойдут в
общественной, экономической, культурной сферах. «Как мы пришли к
пользованию супервысокотехнологичными устройствами без чтения каких бы
то ни было инструкций? Как меняется наш язык под давлением форматов
новых инструментов общения? Почему обмен изображениями стал ключевым в
нашей повседневной коммуникации? Как новые жесты общения со смартфонами,
планшетами и другими высокотехнологичными, но уже привычными
устройствами превращаются в наш повседневный танец?» — программные
вопросы куратора. Для ответа на них он собрал около 70 работ современных
художников из 19 стран. «Кроме того, я обращался к двум параллелям:
"четвертая биеннале — четвертая промышленная революция”, в которой мы
сейчас живем, и "современная промышленная революция — Октябрьская
революция”, которой в нынешнем году исполняется 100 лет», — добавляет
Жоан Рибас. Подготовленное им собрание представлено в помещениях бывшего
Уральского приборостроительного завода (традиция биеннале —
использовать для экспозиций бывшие производственные пространства).
Там же, на Приборостроительном, разместилась итоговая выставка
артрезиденций биеннале. Арт-резиденции существуют с 2012 года — они
призваны помочь глубже вникнуть в действующую промышленную среду:
кураторы организуют многонедельные исследовательскохудожественные
программы для отдельных заинтересованных творцов (в нынешней программе
участвуют девять художников) и уральских предприятий (шесть площадок).
— Осмысление новой грамотности невозможно вне индустриального поля.
Интернет вещей, диджитал, дополненная реальность и прочие явления,
характерные для четвертой промышленной революции, уводят нас все дальше
от материального устройства мира. Между тем чтобы создать один сервер,
нужно достать из недр и обработать множество ископаемых. Поэтому наш
подход к новой грамотности осуществляется с помощью археологии;
происходит деконструкция Урала до базовых элементов. Одна из задач
арт-резиденций — сделать эти элементы видимыми, — формулирует куратор
Женя Чайка (Уральский филиал РОСИЗО ГЦСИ).
Кроме итоговой выставки программа арт-резиденций в 2017 году
дополнилась арт-маршрутами — экспедиционноэкскурсионными поездками
выходного дня, объединяющими знакомство с уральским индустриальным
наследием (участвуют 25 городов Среднего и Южного Урала) и его
преломлением в работах современных художников.
Обширнейшая программа биеннале также включает: исследовательский
проект о конструктивизме «Авангардная архитектура городов большого
Урала» (выставка на Приборостроительном заводе); масштабный проект
«Миростроение» в Нижнем Тагиле, в том числе на территории демидовского
заводамузея-заповедника (куратор — Владимир Селезнев, Уральский филиал
РОСИЗО ГЦСИ); проект «Работа никогда не завершается» в Тюмени: этой
выставкой откроется после длительной реставрации одно из помещений
музейного комплекса им. Словцова (куратор — Светлана Усольцева,
Уральский филиал РОСИЗО ГЦСИ). Отдельным спецпроектом биеннале стал
арт-объект екатеринбургского художника Тимофея Ради на крыше
Приборостроительного завода. Кроме того, в рамках биеннале пройдут:
премьера оратории «Огни Урала» (совместно с театром «Провинциальные
танцы»), гастроли санкт-петербургского «театра post», университет и
симпозиум биеннале (образовательная/интеллектуальная площадка), 23
проекта параллельной программы (в том числе выставка в Москве) и т.д.
Суммарно на все проекты оргкомитет ожидает десятки тысяч зрителей.
Базовый бюджет четвертой Уральской биеннале современного искусства
обеспечили Минкульт РФ, правительство области и администрация города, —
30 млн рублей. Стараниями организаторов удалось за счет фандрайзинга
увеличить эту сумму почти вдвое, рассказывает глава дирекции
регионального развития ГЦСИ РОСИЗО и бессменный комиссар биеннале Алиса
Прудникова. И добавляет: в этом году договариваться со спонсорами было
легче — партнерство с бизнесом вышло на новый уровень, так как уже не
приходится подолгу объяснять, что такое современное искусство и зачем
оно может пригодиться бизнесу.
Про новый уровень биеннале говорят не только отношения со спонсорами:
с этого года проект поднимется с региональной на федеральную ступень —
тема переосмысления индустриального наследия актуальна вовсе не только
для Урала, поясняет Алиса Прудникова. Более того, успех Уральской
индустриальной биеннале и Уральского филиала ГЦСИ в целом побудил
музейно-выставочное объединение РОСИЗО, по признанию его директора
Сергея Перова, существенно перенаправить внимание на поддержку в первую
очередь нестоличных проектов. Крупнейшие новые проекты РОСИЗО ГЦСИ в
2018 году запланированы именно в регионах, вся сеть (а не только
Уральский филиал) возьмет на вооружение практику арт-резиденций, а
следующую биеннале организаторы планируют провести на полноценном
общефедеральном уровне.