Рост городского населения Китая
Действительно,
в ходе быстрой индустриализации мегаполисы зачастую были не столь
успешны по сравнению с городами меньшего размера (которые в основном
избежали таких ограничений) – по части накопления производительного
капитала, привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и проявления
предпринимательского духа.
В 1990-х годах небольшой город
Куньшань стал ведущим центром Китая по производству электронной
продукции. Интегрируясь в глобальные цепочки поставок, небольшие города в
провинции Гуандун, в том числе Дунгуань, Хуэйчжоу, Шунде и Чжуншань,
сыграли решающую роль в утверждении Китая как «Фабрики мира».
Но,
хотя успех небольших городов достоин всяческого уважения, именно
мегаполисы Китая обладают наибольшим потенциалом стимулирования будущего
роста производительности – и, следовательно, роста ВВП. До сих пор в
Китае насчитывалось всего четыре города «первого уровня» (с населением
более 20 миллионов человек): Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и Шэньчжэнь.
Учитывая
численность населения и объем экономики Китая, это не так много. И, по
сути, нет оснований полагать, что эти мегаполисы достигли своего
потенциала с точки зрения населения или вклада в экономический рост.
Более того, в Китае есть много динамичных городов второго уровня, таких
как Чэнду, Тяньцзинь, Ханчжоу, Ухань и Сучжоу, которые могут получить
статус первого уровня, если им предоставить шанс.
Чтобы
максимально повысить потенциал городов Китая, правительство должно быть
гораздо более адаптивным и гибким, особенно в том, что касается его
чрезмерно строгого контроля над коэффициентами развития земли в городах.
В частности, Китай должен отказаться от своей системы квот на землю,
которая не только ограничивает площадь земли, которую могут осваивать
города для будущего роста производительности, но и выделяет
непропорционально большую часть земли на заводы. В противном случае
урбанизация будет продолжать повышать и без того высокую стоимость
жилья, но будет недостаточно эффективна для обеспечения устойчивого
роста и развития.
Хорошая новость заключается в том, что местные
органы власти уже работают с центральным правительством для смягчения
или даже устранения существующих административных ограничений. В Китае
административно определенные границы городов включают как городские, так
и сельские юрисдикции, и последние – называемые «уезд» – занимаются
главным образом сельским хозяйством. Например, около половины
административной юрисдикции Шанхая в 6340 квадратных километров (2448
квадратных миль) – это сельская местность.
В настоящее время
местные органы власти вводят так называемую конверсию уезда в район,
чтобы расширить городские районы на сельские юрисдикции. Такие усилия,
которые широко поддерживает центральное правительство, позволят
увеличить объемы строительства жилья, а также промышленную и
коммерческую экспансию.
Еще одна стратегия для ускорения перехода
Китая к урбанистической модели роста – расширение роли городских
кластеров, использующих силу городов первого уровня для стимулирования
роста в менее развитых районах. С экономической точки зрения, дельты рек
Янцзы и Чжуцзян, – в которые входят такие мегаполисы, как Гуанчжоу,
Шанхай и Шэньчжэнь, – несомненно, наиболее важные из этих городских
агломераций, и они призваны повысить производительность труда в будущем
за счет эффекта масштаба и взаимодополняемости.
И в этом вопросе
руководство Китая также уже держит руку на пульсе. В марте этого года
премьер-министр Китая Ли Кэцян объявил о планах развития кластера
городов в районе Большого залива Гуандун-Гонконг-Макао, который включает
девять городов, включая Гуанчжоу и Шэньчжэнь, а также особые
административные районы Гонконг и Макао.
С 2010 по 2016 год
годовой ВВП Большого залива возрос с 5,42 триллионов юаней (820
миллиардов долларов США) до 9,35 триллионов юаней (1,42 триллиона
долларов США), что делает его третьей по величине городской экономикой в
мире после Токио и Нью-Йорка. Тем не менее население
Гуандун-Гонконг-Макаосского района Большого залива быстро растет, а его
ВВП на душу населения более чем в два раза ниже, чем в Токио, что
говорит о том, что его потенциал далеко не исчерпан.
Более того,
лидеры Китая, похоже, присматриваются ко второй большой области,
расположенной вокруг залива Ханчжоу, которая, поскольку он пересекается с
дельтой реки Янцзы, может в значительной степени интегрироваться с этим
и без того процветающим регионом. Такой кластер мог бы охватить
прибрежный мегаполис Шанхая, а также еще десять важных городов в
провинциях Чжэцзян и Цзянсу. Он будет включать в себя порты мирового
класса, такие как порт Нинбо-Чжоушань (самый активно работающий в мире,
по суммарному тоннажу грузов). И в него войдут две из одиннадцати
существующих в Китае зон свободной торговли. Результатом станет
прибрежная область масштаба Сан-Франциско и Токио.
Темпы
экономического роста в Китае за последние четыре десятилетия были
беспрецедентными. Но Китай еще не достиг статуса богатой страны. По мере
модернизации своей экономики, чтобы она в большей мере была основана на
знаниях и технологии, он снова использует свои сильные стороны. И нет
тому лучшего примера, чем нынешние усилия по использованию потенциала
мегаполисов.
Подробнее: http://www.vestifinance.ru/articles/90618