Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК)
продолжает распределение квот между странами ЕАЭС на импортную
продукцию, в том числе сельскохозяйственную, поступающую из дальнего и
ближнего зарубежья. Главными, притом взаимосвязанными критериями
распределения этих квот являются ёмкость национального внутреннего
рынка/потребления какой-либо продукции и уровень национальных ввозных
пошлин. Но в этом уровне сохраняются нестыковки ввиду неодинаковых – в
сфере этих пошлин – условий участия Казахстана, Киргизии и Армении в
ВТО. Импортные пошлины этих стран минимум на 10% ниже средних ставок Единого таможенного тарифа (ЕТТ) ЕАЭС.
18 августа вопросы внешнеторговых отношений и таможенного администрирования обсуждались на заседании Коллегии ЕЭК
В то же самое время в ЕАЭС применяются
пониженные ввозные пошлины на ряд продовольственных и других товаров
массового спроса. Такая диспропорция способствует значительным объемам
полу- и нелегального реэкспорта дальнезарубежных товаров и услуг с
территории Киргизии и Казахстана (в меньшей степени – Армении) в РФ
и частично в Белоруссию. По имеющимся оценкам, объемы таких поставок в
РФ за 2014 г. – первое полугодие 2017 г. возросли почти наполовину.
Причем не менее 40% этих объемов приходится на сельзхозсырье и готовое
продовольствие, около 35% – на широкий ассортимент текстильной
продукции. Оно и понятно: совокупный объем спроса/предложения на
российском рынке превышает 60% в данном показателе по всему ЕАЭС – ввиду географических размеров и потребительской ёмкости российского рынка.
Тем не менее ЕЭК, согласно уставным
документам Евразийского союза, распределяет квоты на ввозимую в ЕАЭС
продукцию согласно вышеупомянутым критериям. Так, РФ и Белоруссия со
второй половины августа с.г. стали обладателями квот на поставку из
Вьетнама в течение следующего года длиннозерного риса (вида,
пользующегося наибольшим спросом). Беларусь получит 961 тонну, Россия –
9039 тонн.
Напомним в этой связи, что по соглашению
о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом (действует с октября
2016 г.) в страны Союза ежегодно может поставляться беспошлинно 10 тыс.
тонн риса. А за продукт, ввезенный сверх квоты, введена ставка в 10% от
действующей в ЕАЭС «рисовой» ввозной пошлины (не меньше 0,03 евро за 1
кг).
По разъяснительной информации ЕЭК, «в
настоящее время Казахстан и Киргизия полностью покрывают свои
потребности в рисе. Поэтому квота будет распределена между Беларусью и
Россией». В Армению поставки риса в 2018 г. будут тоже осуществляться
«по нулевой пошлине в связи с действием переходных (в сфере
экспортно-импортных пошлин. – Ред.) положений, согласованных при присоединении страны к ЕАЭС».
По ряду экспертных оценок, ввиду участия
Вьетнама в ЗСТ не только с ЕАЭС, но также с КНР и блоком АСЕАН (в
котором участвует и Вьетнам) в регион Евразийского союза может поступать
(через Казахстан и/или Киргизию) тот же рис из Китая и других
асеановских стран. В объемах, естественно, не оговоренных в рамках
свободной торговой зоны Ханоя с ЕАЭС ввиду сравнительно низких ввозных
пошлин в этих странах, с одной стороны. А с другой - в связи с
традиционным переизбытком той же продукции во многих странах АСЕАН и в
Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР, сопредельном с Казахстаном и
Киргизией.
В какой мере сбудутся эти прогнозы,
покажет, скорее всего, уже первое полугодие 2018-го. Между тем
совокупный потенциал в Казахстане и Киргизии по этой продукции, в случае
его комплексного освоения, способен минимум на 80% обеспечить суммарный
спрос РФ, Белоруссии и Армении на длиннозерный рис. В Казахстане растет
и собственное производство этой культуры. Только за последние годы в
Казахстанском НИИ рисоводства имени Ибрая Жахаева вывели более 20
высокопродуктивных и одновременно засухоустойчивых сортов длиннозерного
риса. Потенциальная урожайность данных сортов – рекордная для экс-СССР:
до 90 ц/га. А их широкомасштабное внедрение в стране, намеченное в
ближайшие три-четыре года, сориентировано в основном на экспорт этой
продукции.
Рис – это, конечно, частность. Но по
нему хорошо видна общая картина. С учетом упомянутых факторов наверняка
придется скорректировать объемы импорта из стран вне ЕАЭС ввиду вполне
возможного «коллективного» импортозамещения по рису в ЕАЭС-регионе на
уровне, по предварительным оценкам, в 80-90%. Скорее всего, схожие
вопросы возникнут на экономическом поле Союза и с другой продукцией
массового потребления, ввозимой, прежде всего, из стран-участниц зон
свободной торговли с ЕАЭС.
Кроме того, коллегия ЕЭК также
распределила на будущий год квоты на ввозимую мясную продукцию по
сниженной пошлине. Так как в Армении ставки ввозных пошлин на эти товары
ниже, чем предусмотрено в ЕТТ, квоты эти, по информации ЕЭК, «были
распределены между четырьмя странами союза в соответствии с их
предложениями».
Так, Белоруссия получит 20 тыс. тонн
свинины, 10 тыс. тонн мяса кур и 900 тонн мяса индейки. В Киргизию будет
направлено 3,5 тыс. тонн говядины, 3,5 тыс. тонн свинины, 58 тыс. тонн
мяса птицы. Казахстану предназначены 21 тыс. тонн говядины, 140 тыс.
тонн мяса птицы. А России – 570 тыс. тонн говядины, 430 тыс. тонн
свинины и 364 тыс. тонн мяса домашней птицы (примерно с одинаковыми
долями по видам этого мяса).
Такие пропорции обусловлены динамикой
спроса/предложения данных товаров на внутренних рынках данных стран.
Скажем, сохраняющийся высоким рост производства мяса домашней птицы в
Белоруссии с учетом преобладания свинины во внутреннем «мясном»
производстве и потреблении отражаются в сравнительной низкой для Минска
квоте по мясу домашней птицы. Поставки же 20 тыс. т свинины связаны в
основном с крупными объемами ее белорусского экспорта в другие страны
экс-СССР, особенно в Россию: минимум 15% объема производства свинины в
РБ поставляется в РФ.
В то же время рост спроса на мясо
домашней птицы в Киргизии пока не сопровождается ростом ее производства,
с чем и связан высокий объем квоты по этому продукту для Бишкека; по
другим видам мясопродуктов внутренний спрос в стране обеспечивается
собственным производством. В Казахстане же производство говядины не
полностью обеспечивает внутренний спрос; больший объем
неудовлетворенного спроса там опять-таки по мясу домашней птицы (это факторы тоже отражаются в означенных квотах).
Что касается российских квот, то для
рынка РФ, повторим, характерны крупнейшие в ЕАЭС объемы потребительского
спроса, в том числе на мясную продукцию. Это, естественно, первичный
фактор столь высоких ввозных квот. В то же время в связи с политикой
продовольственного импортозамещения, проводимой в РФ с 2014 г.,
внутреннее производство свинины в стране растет пока с опережением, в
сравнении с производством говядины (что во многом обусловлено низкой –
не более 15% – долей мясного поголовья в общем КРС-поголовье; например, в
Белоруссии эта планка – около 20%). А возможное замедление высоких за
последние 5 лет темпов роста производства домашней птицы, обусловленное
стабилизацией внутреннего потребления птичьего мяса, «страхуется»
сравнительно высокой ввозной квотой по этом продукту.
Словом, упомянутые импортные квоты
объективно отражают динамику спроса-предложения обозначенной продукции в
регионе ЕАЭС. Но главный вопрос по-прежнему остается нерешенным, он
состоит в том, чтобы – повторим ещё раз – добиться синхронизации (или
хотя бы максимального взаимосближения) импортных пошлин в рамках Союза.
Это, в свою очередь, позволит если не устранить, то по крайней
мере существенно сократить полу- и нелегальный реэкспорт
дальнезарубежной продукции из одной страны ЕАЭС в другую. Источник: ritmeurasia.org.
Рейтинг публикации:
|