Как
влиятельные украинцы лоббируют интересы Украины и собственного бизнеса
в Вашингтоне? Какие задачи они решают, обращаясь к американским
консалтинговым компаниям?
Влияние на политические решения, лоббизм в США — это многомиллиардный бизнес. И это отнюдь не преувеличение.
В
частности, в 2016 году на лоббизм было потрачено $3,14 млрд, а
количество зарегистрированных лоббистов составило 10 400 человек, или по
19 на каждого конгрессмена, сообщает Центр ответственной политики США,
профессионально отслеживающий "деньги в политике".
Больше
всего потратили на лоббизм в США фармацевты (более $248 млн),
страховые компании ($152 млн), производители электроники, нефтегазовый
сектор, электроэнергия и недвижимость — с расходами, которые превысили
$100 млн.
За первые 100 дней
администрации президента США Трампа расходы на лоббизм еще больше
возросли, сообщает Центр ответственной политики. К политике Трампа,
который объявил о начале масштабных преобразований в здравоохранении,
налогообложении и других сферах, присматриваются американские и
международные компании, объединения потребителей и торговые ассоциации.
Нанимая
лоббистов, корпорации стремятся найти возможности сотрудничества с
правительством и склонить Конгресс к проведению политики,
соответствующей их интересам.
"Вместе
с тем лоббизм — это дорога с двусторонним движением, — отметил
представитель американской неправительственной организации в США в
комментарии „Голосу Америки". — Ведь если конгрессмен работает над
законопроектом, он, скорее всего, обратится к лоббистской организации,
представляющей интересы бизнеса в этой сфере, за их экспертным мнением,
помощью в разработке законопроекта. Такое сотрудничество происходит,
даже если бизнес выступает против законопроекта".
Часто
лоббистами становятся бывшие конгрессмены и чиновники, имеющие
непосредственный опыт работы в парламенте и правительстве США.
Влиятельные
украинцы также часто прибегают к услугам лоббистов в США.
Целесообразно напомнить, что в Штатах информация о профессиональных
лоббистах есть в открытом доступе, ведь они должны регистрироваться по
закону FARA, если клиентом является иностранное государство или
политическая организация. Регистрация для коммерческих лоббистов
производится по более простой системе в рамках Закона о раскрытии
лоббизма LDA.
"Обычно заказы украинских
бизнесменов не касаются принятия решений в Конгрессе. В основном
заказываются услуги, касающиеся правительственных отношений или
консалтинга", — сказал неназванный американский юрист Украинской службе
"Голоса Америки". "Для них работа с американскими лоббистами — это
способ продвижения своих компаний в США, а также своеобразная защита от
давления внутри Украины", — отметил он.
Столкнувшись
с трудностями в Украине, Игорь Коломойский в июле нанял лоббиста —
бывшего конгрессмена Джона Суини — для лоббирования "бизнес-вопросов,
связанных с инвестированием в США", согласно регистрационной форме на
сайте Министерства юстиции США, по сообщению юридического издания
Legistorm.
Джон Суини был в
переходной команде президента США Дональда Трампа и является одним из
основателей SMW Partners, сообщает Legistorm.
Продвигая
свои бизнес-интересы в США, наняла лоббиста и Оксана Бродовская,
владелица финансовой компании "Абсолют Финанс", осуществляющей
деятельность одной из крупнейших небанковских сетей обмена валют в
Украине. Бродовская платит $30 тыс. в квартал за лоббизм "вопросов,
связанных с посещением и ведением бизнеса в Соединенных Штатах",
лоббисту Адриану Плеша, говорится в регистрационных документах.
Плеш
имеет неоднозначную репутацию в США, отмечает издание Legistorm. В его
биографии, в частности, есть признание вины в незаконном ношении
оружия.
Для того чтобы лучше
сотрудничать с новой администрацией Трампа, даже те влиятельные
украинцы, которые давно работают над продвижением своих интересов в
Вашингтоне, сейчас налаживают связи с лоббистами, близкими к команде
Трампа.
Так, в марте Виктор
Пинчук нанял Монику Кроули, которую американская пресса называет
приближенной к окружению Трампа, ведь ее кандидатура также
рассматривалась на главную должность в Совете национальной безопасности
США. Целью работы, как указано в заявке, является приглашение
американских должностных лиц для участия в различных событиях, включая
Мюнхенскую конференцию.
Стоит отдельно
отметить: Виктор Пинчук, пожалуй, наиболее настойчив среди влиятельных
украинцев в формировании своего имиджа в США. С 2011 года Пинчук
работает с Дагом Шоеном над продвижением филантропических проектов и
персонального бизнеса, указывают документы Министерства юстиции США.
Даг Шоен близок к Демократической партии США, он работал в
избирательной кампании президента Клинтона в 1996 году.
Пинчук
также имеет опыт сотрудничества с Фондом Трампа. Согласно отчету,
который подал в Налоговое управление США (IRS) Фонд Трампа, в 2015 году
Виктор Пинчук обеспечил до 20% поступлений этого фонда, сообщают
американские СМИ. Пинчук также поддерживает деятельность некоторых
аналитических центров в США.
Порой вашингтонские лоббисты влиятельных украинцев действуют друг против друга.
Так,
бывший конгрессмен, который избирался на эту должность семь раз, Джим
Слэттери зарегистрирован лоббистом для компаний Trident и Aveiro,
которые связывают с Юлией Тимошенко. Перед революцией достоинства
Слэттери активно работал в Вашингтоне, чтобы поддержать освобождение
Тимошенко из тюрьмы в Украине. "У меня было ощущение, что кто-то работал
с другой стороны, — сказал он в интервью АР в 2016 году, — однако они
действовали достаточно скрытно".
Он оказался прав. К тому времени Пол Манафорт уже проводил лоббистскую деятельность в пользу "Партии регионов".
Лоббистская
группа Podesta Group признала, что работала в пользу "Европейского
центра за современную Украину", и один из ее юристов признал, что
представлял другую точку зрения на освобождение Тимошенко, сообщает АР.
Сейчас деятельность Пола Манафорта является предметом расследования в
США.
Кроме деятельности Манафорта, лоббизм влиятельных украинцев в Вашингтоне отметился рядом других скандалов.
Так,
бывший парламентарий Андрей Артеменко платил $30 тыс. в месяц
евангельскому пастору Дейлу Армстронгу, который недавно подал заявление
на регистрацию в качестве иностранного агента. Сам Артеменко
фигурировал в скандале, когда он, как заявляют, пытался добиться от
американской стороны снятия санкций с России.
Украинцы
стали обращаться к американским лоббистам лишь несколько лет назад. Но
за это время такая деятельность перестала быть "необычной фишкой" для
украинских политиков или крупных предпринимателей. А соответственно,
количество таких обращений будет только расти. eurointegration.com.ua |