Европейские регуляторы объявили IT-гигантам
Google, Facebook и Amazon новую антимонопольную войну, на этот раз за
монополизм на рынке личных данных пользователей. Защита таких данных уже
не первой важности дело, главное теперь – кому достаются миллиардные
доходы от их использования.
Американцы опять слишком большие
Крупнейшим IT-компаниям и европейским регулирующим организациям не
привыкать выяснять отношения в зале суда. Сейчас Брюссель недоволен
позициями высокотехнологичных гигантов типа Google, Facebook и Amazon на
рынке личных данных европейцев, собранных, когда те пользуются
поисковыми системами, соцсетями или совершают покупки в
онлайн-магазинах. IT-компании ежегодно зарабатывают миллиарды евро на
таких данных, добываемых благодаря все углубляющейся «оцифровке» жизни
современного общества.
Конечно, речь не идет о том, чтобы запретить сбор данных вообще, это
было бы слишком революционно. Интрига тоньше. Европейцы обвиняют
заокеанские гиганты в нарушении строгих антимонопольных законов.
Регуляторы, в том числе главный борец с монополизмом в Старом Свете
Маргрета Вестагер, хотят доказать, что крупные компании нарушают право
потребителей на свободный выбор, фактически лишая их возможности
«оставить» свои данные компаниям поменьше.
Но сделать это нелегко и теоретически, подчеркивает Politico, а
практически даже невозможно, потому что в реальности пользователи
делятся личными данными со множеством высокотехнологичных компаний,
начиная от таких известных, как Uber и Apple и заканчивая малоизвестными
европейскими крошечными стартапами.
«Обладание компанией огромным объемом личных данных пользователей еще
не означает, что она нарушает антимонопольные законы, - разъясняет
Сибель Йилмаз, адвокат брюссельской компании Linklaters. - Одного факта,
что они подписывают соглашение с Facebook и разрешают им пользоваться
своими данными, еще не достаточно. Необходимо доказать, что их действия
причиняют людям вред».
Европейцы хотят сами зарабатывать на своей личной жизни
Намечающаяся между Европой и IT-гигантами война за личные данные
берет под прицел один из главных источников доходов цифровой экономики и
угрожает бизнес-моделям, которые позволили Google, Facebook и им
подобным фирмам стать одними из самых дорогих и успешных.
Ряд европейских стран уже проводит собственные расследования в этой
области. Италия изучает, как IT-компании используют личные данные
пользователей. Этим же, правда, конкретно в рекламном секторе и в первую
очередь в отношении Facebook, заинтересовался антитрестовский регулятор
во Франции. Результаты расследования должны появиться осенью. В
Германии антимонопольные организации еще в прошлом году начали
собственное расследование того, как компании в целом и соцсети в
частности используют информацию о пользователях. Результаты ожидаются к
концу 2017 года.
Европейские государства также расширяют полномочия своих
антитрестовских регуляторов, чтобы те могли блокировать сделки на
миллиарды евро, целью которых являются огромные массивы данных.
Приобретение гигантом Facebook в 2014 г. за 19 млрд долларов мессенджера
WhatsApp, имеющего миллиард пользователей, вызвало принятие в ФРГ
нового закона о слияниях. Он разрешает регуляторам тщательно проверять
сделки, в основе которых лежат личные данные пользователей. Маргрете
Вестагер хочет принять схожий закон в масштабах всего континента.
«Нам необходимо понять, что происходит, когда информация становится
главной ценностью компании,- заявила еврокомиссар по конкуренции в
интервью в прошлом году. - Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Пользователям рано или поздно придется платить».
А ты докажи!
Г-жа Вестагер слов на ветер не бросает. Она инициировала несколько
серьезных расследований в отношении IT-гигантов. Результатом самого
известного – против Facebook является рекордный штраф на 2,4 млрд евро
за нарушение правил справедливой конкуренции, а также распоряжение,
чтобы Apple выплатило правительству Ирландии недоплаченных налогов на
общую сумму 13 млрд евро. IT-компании утверждают, что никаких законов и
правил не нарушали. Они, к примеру, говорят, что пользователи могут сами
решать, какой информацией делиться с рекламодателями, и при желании
могут удалять свои личные данные.
Тревоги по поводу сбора высокотехнологичными компаниями личных данных
пользователей не новы. В Европе пытаются «разобраться» с Google и
Facebook в этом вопросе как минимум с 2010 года. Сейчас Еврокомиссию
особенно интересуют большие данные и то, как они усиливают монополию
IT-компаний в онлайне. На Google и Facebook, например, в прошлом году
пришлась, по данным аналитической компании eMarketer, примерно половина
доходов от онлайновской цифровой рекламы. Информация о пристрастиях и
активности пользователей в интернете является очень ценной, потому что
она дает одним брендам преимущество в привлечении покупателей перед
другими.
Борьба идет уже не один год, но пока IT-компании чувствуют себя
достаточно уверенно. Дело в том, что доказать монополизм в сфере сбора
онлайн информации сложно. Нужно доказать в суде, что компании пытаются
помешать потенциальным конкурентам собирать те же или схожие данные.
Регуляторы могут попытаться представить Google, Facebook или Amazon
ключевыми игроками в онлайновском секторе, что позволит потребовать от
них открыть архивы данных для других компаний, чтобы способствовать
усилению конкуренции.
Во Франции, к примеру, следователи приказали энергетической компании
GDF SUEZ (ENGIE) поделиться данными клиентов с конкурирующими фирмами
после того, как те пожаловались властям, что не могут конкурировать с
GDF Suez, потому что тот имеет преимущество, являясь госмонополией.
Юристы предупреждают, что применение к цифровому сектору
антимонопольных правил, которым уже несколько десятилетий, неэффективно.
Так что необходимо разработать новые правила игры.
«Законы о конкуренции впервые оказались в такой необычной сфере,-
объясняет один из директоров Ратгерского института информационной
политики и закона Майкл Карриер.- Для этого необходимы полностью новые
юридические категории».
Тема сбора личных данных пользователей актуальна и для России, где тоже предпринимаются меры для его ограничения.