Средняя стоимость минимального пакетного тарифа российских мобильных
операторов в августе 2017 года по сравнению с октябрем 2016 года, то
есть за десять месяцев, выросла на 15% и составила 268,5 руб. Такие
данные приводят «Ведомости», ссылаясь на отчет аналитического агентства
Content Review. По сравнению с показателем апреля 2016 г. (тогда средний
тариф составлял 203 руб.) рост составил более 30%, следует из
материалов агентства.
Для расчетов Content Review берет стоимость самых дешевых пакетных
тарифов по всем регионам России, которые содержат минимальный набор
услуг связи – не менее 1 Гб мобильного интернета и голосовые вызовы. На
основе этого показателя и данных о средней зарплате в регионе Content
Review высчитывает индекс доступности сотовой связи для каждого региона
России.
В числе основных факторов роста цен на связь в Content Review назвали
высокие затраты операторов на строительство сетей, а также
противостояние с Федеральной антимонопольной службой по вопросу отмены
внутрироссийского роуминга. Ряд операторов начали подготовку к возможной
отмене услуги заранее, компенсируя это ростом стоимости пакетов в
целом.
Операторы должны чем-то обосновывать повышение, а единственное
обоснование, к которому не придерется ФАС - вложение в развитие
инфраструктуры сетей, констатирует Роман Алехин, руководитель
маркетингового агентства "Алехин и партнеры". Однако дело, скорее всего,
не в этом, а во всё новых и новых инициативах властей страны. Это и
закон Яровой, который уже повлиял на расходы операторов и по мере
реализации будет ещё их увеличивать, и разнообразные решения ФАС России,
например, решение об отмене роуминга, а также различные штрафы, которые
всё чаще накладывают на сотовых операторов за нарушение
антимонопольного законодательства. Всё это необходимо компенсировать и,
как всегда, делается это за счет потребителей.
В том, что услуги связи дорожают, нет ничего удивительного, считает и
аналитик «Алор Брокер» Сергей Королев: в целом цены поднимаются не за
счет аппетитов операторов для увеличения выручки, а потому, что растут
расходы на содержание и строительство новых сетей. Условно сеть всегда
развивается – она увеличивает географию присутствия и ставит
дополнительные коммуникации для роста качества сигнала и расширения
покрытия. Учитывая, что технологии, применяемые в этом направлении
телекома входят в перечень одних из наиболее прорывных, то есть это
прогрессивные технологии которые регулярно поднимаются в цене, то и
расходы на их содержание не могут с годами снижаться, они могут только
расти.
Поэтому такое подорожание следует рассматривать как самое минимальное
из возможных вариантов. Скорее всего, ожидает Королев, в следующем году
мобильная связь и скоростной мобильный интернет подорожают еще на
15-20% а при вступлении в силу новых законов связь будет обходится на
30% дороже чем сегодня.
Вместе с тем, среди основных причин удорожания тарифов у сотовых
операторов а «Алор Брокер» называют так называемые затраты на креатив и
рекламную кампанию. Как известно реклама для операторов имеет большое
значение – например МТС и Билайн традиционно привлекают знаменитостей, а
Мегафон и Теле2 предпочитают снимать в своих роликах актеров
малоизвестных, но при этом стараются покрыть рекламой разные ниши, в то
время как два других оператора выбирают дорогие, но самые эффективные
площадки.
Тем не менее и то, и это требует денег, а предложений огромная масса,
поэтому расходы на рекламу растут также динамично, как и расходы на
улучшение качества работы технической составляющей. Сейчас тарифы
становятся более разнообразные и подразумевают массу опций, менять их
приходится регулярно, чтобы поддержать свою аудиторию, соответственно
для этого необходимо больше рабочих мест, а на их содержание тоже нужны
деньги, так как сотовые операторы зарабатывают на пользователях, но
именно на их плечи ложатся новые расходы, подчеркивает Королев.
И все же, уверен директор по маркетингу, прямого канала продаж и
развитию INTOUCH Павел Бутенко, в долгосрочной перспективе рост цен
долго не продлится – потребители не привыкли приобретать слишком дорогие
пакеты, поэтому будут в итоге отдавать предпочтение оператору с более
низкими тарифами. Так что в условиях конкуренции высокие цены на услуги
связи долго не продержатся.