Медиасреда годами транслирует образ
неуспешности рабочего человека, но кризис и санкции заставляют страну
поднимать производство. Много лет промышленность была в упадке,
большинство заводов устарели или вообще закрылись. Но часть из них
выстояла, сумела модернизироваться, а где-то выросли новые заводы. И
перед ними встала новая проблема: где взять кадры, если профессиональное
образование пострадало так же, как и промышленность?
— Сейчас стало понятно: либо мы опять начнем все
ключевые технологии создавать своими руками, либо мы прекратим свое
существование как народ!
Может быть, Виталий Манзук, замдиректора Кировского политехнического
техникума и инженер-механик, забрал слишком уж высоко. Но его пафос
показывает, какие страсти кипят в этой прозаической сфере. В отрасли
говорят, что дефицит рабочих рук становится все острее. Санкции и кризис
приближают переломный момент.
По данным Росстата, в 2015 году рабочие специальности впервые заняли
место среди самых необходимых в экономике. За год потребность в них
возросла на 16%, а это около 200 тысяч рабочих мест. Немного в масштабах
страны, но для отрасли это заметный сдвиг. Спрос на сборщиков, слесарей
и квалифицированных наладчиков за год вырос настолько, что молодым
специалистам уже на старте стали предлагать достойные деньги. И хотя
рабочие иногда могут заработать больше, чем юристы или экономисты, но
конкуренции за место среди них пока еще нет, отмечают в агентствах по
поиску персонала.
Где заработать сто тысяч
— Средняя заработная плата в этой сфере,
предлагаемая в вакансиях в Санкт-Петербурге, к августу прошлого года
поднялась до 35 тысяч рублей, — говорит Ирина Жильникова,
пресс-секретарь сайта HeadHunter. — Интересно, что соискатели в среднем
указывали в резюме тот же уровень оплаты труда как желаемый.
Высококвалифицированным работникам дефицитных профессий, которые имеют
дело со сложным оборудованием, работодатели готовы предложить зарплату
выше среднерыночной. Так, на сайте hh.ru искали операторов и наладчиков
станков с ЧПУ (числовым программным управлением) на 60–100 тысяч рублей,
а оклад электрогазосварщика может доходить до 120 тысяч.
В первой половине 2017 года работодатели Санкт-Петербурга искали
комплектовщиков за 29 тысяч рублей, механиков — за 43,5 тысяч, а
слесарей — за 37 тысяч рублей. Наладчики сейчас могут рассчитывать на
50 тысяч, монтажники — на 43,5 тысячи рублей в месяц.
Но конкуренция за место в течение прошлого года падала: с четырех
человек в марте до одного в августе. Хотя количество рабочих вакансий
росло.
— Тенденция нехватки рабочих кадров сохраняется на протяжении
нескольких лет. Количество резюме на одну вакансию, или hh.индекс, среди
рабочего персонала почти приблизилось к норме в марте-апреле
2017 года, — говорит директор Head Hunter по Северо-Западу Юлия
Сахарова. — В Петербурге на одно место претендовали в среднем четыре
соискателя при норме в 5–6, а в целом по России — три кандидата, но
с наступлением лета уровень конкуренции снова начал снижаться.
В мае 2017 года профессии из раздела «Рабочий персонал» вошли в
топ-10 самых популярных у работодателей: 5% от общего числа вакансий в
России, 5% от общего числа вакансий в Санкт-Петербурге и 3% от общего
числа вакансий в Москве.
Работодатели ищут операторов производственных линий и фрезеровщиков,
монтажников и механиков, слесарей и наладчиков, грузчиков и
комплектовщиков. Но слесари и наладчики не спешат завербоваться… Может
быть, их просто нет? Так и есть, утверждают преподаватели
производственного обучения: молодые люди не хотят идти в рабочие.
— Очень сложно переубедить молодежь выбрать другую профессию, — жалуется Виталий Манзук.
Но ведь на протяжении 2000-х заводы закрывались десятками, а зарплаты
были настолько низкими, что рабочие вынуждены были таксовать после
смены, чтобы прокормить семью. Так что ничего удивительного нет в том,
что старшеклассники не мечтают стать квалифицированными рабочими.
И никому, кроме преподавателей производственного обучения, не придет
в голову их переубеждать.
— Последний набор на базе 11 классов мы сделали в 2008 году, —
говорит директор Кировского политехнического техникума Александр
Толпыго. — Сказать, по каким специальностям? Экономика и бухгалтерский
учет, государственное и муниципальное управление.
В стенах колледжей и техникумов помнят, что когда-то в вузы поступали
40 процентов выпускников, хотя и знают, что тягаться с юридическими
и экономическими факультетами вузов им сейчас не под силу. Но несмотря
ни на что престиж высшего образования здесь ставят под сомнение: туда
идут те, кто хочет «хорошо зарабатывать, не особенно себя утруждая»,
поясняют преподаватели техникумов.
Но дело в том, что люди не могут руководствоваться едва наметившимися
сдвигами. Чтобы менять жизненные стратегии, они должны убедиться, что
новые тенденции на рынке труда — закономерность, а не аномалия.
Made in USSR
— В девяностые численность наших рабочих упала
в девять раз, с 4,5 тысяч до пятисот человек, — вспоминает начальник
отдела подготовки кадров завода «Ладога» Валентин Шлехов. — Зарплаты
были такие маленькие, что человеку было выгоднее пойти грузчиком в
магазин, чем на завод.
Завод находится в Ленинградской области, в городе Кировске. Чтобы
выжить, предприятию пришлось серьезно переориентироваться. Раньше здесь
выпускали усилители и акустические системы, теперь работают на оборонку.
– Мы добрали сто человек за счет новой продукции, — говорит Шлехов. —
Зарплата серьезно выросла в ноябре 2015-го. Тогда мы закупили новые
станки, и к нам пошла молодежь.
Кировский политехнический техникум связан с заводом как одна семья: именно он готовит молодых рабочих.
— Наше представление о сегодняшнем содержании труда рабочих
производственных профессий вообще не соответствует реальности. Это
неадекватное представление о работе у станка отталкивает людей! —
замдиректор техникума Виталий Манзук входит в просторное здание
советской постройки как к себе домой. — Когда мы говорим о токаре или
фрезеровщике, представляем себе грязные стены, горы стружки и человека
в засаленной робе... Но когда вы увидите современного токаря, вы
удивитесь. Он работает на красивых, очень умных машинах, и его работа —
это интеллектуальный труд. Впрочем, пройдемте в цех!
Мы проходим внутрь и попадаем в пространственно-временную аномалию.
Стены цеха, его пол и потолки дышат прошлым — made in USSR. Но прямо
сейчас идет ремонт, и ремонт тянет это пространство в будущее. Миновав
длинный коридор, попадаем в механозаготовительный цех. Наваждение
продолжается: здесь соседствуют два времени. В одной половине цеха —
молодые ребята на современных и красивых станках, в другой — пожилые
мужчины на старорежимной технике.
— На производстве возник квалификационный разрыв между опытными
возрастными специалистами и молодой плеядой, которая начинает приходить
из учебных заведений, — объясняет Александр Толпыго. — Нарушилась
преемственность поколений, нет больше традиционной связи, которая была
раньше.
Молодежь начала понемногу возвращаться на производство, когда
изменились условия труда, повысились зарплаты и появились карьерные
перспективы. Новые станки автоматизировали рабочий процесс. Чтобы встать
к таким станкам, нужно знать специальные программы, например MasterCam.
Их названия менее известны, чем языки программирования. Школьные
учителя пугают нерадивых учеников: «Будешь плохо учиться — пойдешь в
ПТУ». Но, кажется, что-то меняется. Будешь плохо учиться — не попадешь в
ПТУ.
Другой мир
— Школа заинтересована в том, чтобы оставлять более
сильных учеников до 11 класса, а слабых отдавать в средние специальные
учебные заведения, — переживает Манзук. — А потом мы хотим, чтобы из них
получилась элита рабочих профессий, говорим о том, что стране нужны
кадры!.. Как правило, нам приходится готовить профессионалов из
неуспешных в школе учеников.
Общество сегодня очень мало знает о реальном труде. О рабочих не
снимают кино, и если они и попадают в ленту новостей, так это потому,
что кому-то снова не заплатили зарплату. Мы провели небольшой опрос,
чтобы узнать, как люди представляют себе труд рабочего. Большинство
связали работу на заводе с тяжелым физическим трудом. Для такой работы,
говорили респонденты, нужны технический склад ума, физическая сила
и выносливость. Только треть опрошенных прибавила ко всему этому диплом
ПТУ.
Технологии и прогресс не останавливаются в своем движении,
а в сознании людей все еще живут стереотипы. Тому есть причина. Почти
30 лет государство не уделяло внимания развитию производства — реального
сектора экономики.
— Восемь-десять лет назад на уровне нашего района даже шла речь
о том, чтобы прекратить подготовку по техническим специальностям, —
говорит Манзук. — На тот момент руководство района считало, что
промышленность развиваться не будет. Зачем? Все купим! Из-за этого
однажды даже образовался разрыв: на завод понадобились кадры, а у нас
просто-напросто не было выпуска по этой специальности. Не было
государственного задания осуществить набор.
Государственный заказ на рабочие профессии — тоже слова из давно забытого прошлого. И вместе с тем без них нет будущего.
— У нас были пятилетние планы, и мы понимали, сколько продукции нужно
каждый год выпускать, какие нам нужны профессии, — рассказывает
Валентин Шлехов. — Для обеспечения нужных кадров было создано учебное
заведение, которое готовило для нас слесарей, станочников,
фрезеровщиков.
В 1990-е взаимодействие завода и техникума нарушилось, но сейчас восстанавливается на новом уровне.
— Мы согласовываем учебные планы с предприятием, отправляем сюда
студентов на практику, — объясняет Виталий Манзук. — Конечно, это те
ребята, которые лучше подготовлены и могут взять на себя ответственность
за общий результат.
Благодаря тому что Кировский политехнический техникум сохранил связи
с предприятиями, для которых готовил кадры в прошлом, сейчас Обуховский
завод, Ладожский транспортный завод и завод «Ладога» присматриваются
к будущим кадрам еще во время обучения. Когда выпускники защищают
дипломы, лучших из них сразу «разбирают». Выходя на работу, они уже свои
в отрасли.
— Мы оставляем лучших и прощаемся с теми, кто не справляется. Нам
нужны кадры грамотные, высокопроизводительные, стремящиеся к чему-то...
А человек проверяется в деле. Пока его на практике не проверишь, трудно
что-то сказать, — без сантиментов говорит Валентин Шлехов.
Завод — дело не сентиментальное.
WorldSkills
— Я долго не мог определиться, какую специальность
выбрать, а потом просто мама подсказала, что перспективно работать на
производстве, — говорит Вячеслав Сушков. — Пока еще не пожалел. Думаю,
что это мое.
Вячеслав — выпускник Кировского политехнического техникума. Уже
на четвертом курсе он получил квалификацию токаря 4-го разряда и к этому
времени несколько раз победил на разных этапах чемпионата WorldSkills.
На чемпионатах WorldSkills квалифицированные рабочие и студенты
университетов и колледжей не старше 22 лет соревнуются в мастерстве,
а профессионалы и мастера оценивают их работу. Турниры проходят раз
в два года в 75 странах мира.
Название специальности Вячеслава звучит довольно заумно:
«автоматизация технологических процессов и производств
в промышленности».
— Я бы не сказал, что то, чем мы занимаемся — чисто рабочая
специальность, — поясняет он. — Например, мы пишем программы. Тут нужно
работать руками и головой. Токарное и фрезерное дело, работа на станках
с ЧПУ — это в значительной степени инженерия. Ведь я сам полностью
проектирую процесс обработки очень сложных изделий, занимаюсь наладкой
и настройкой станка, а все остальное он делает по моей программе. Затем
я только проверяю деталь, но и эта процедура сегодня уже
автоматизируется. Вообще нашей стране не хватает рабочих рук. Сейчас
нужны инженеры. Человек с инженерным образованием легко найдет себе
работу и будет постепенно подниматься по карьерной лестнице.
Когда мы встретились впервые, Вячеслав собирался поступать
в Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
им. Петра Великого — теперь он уже студент и молодой преподаватель
Кировского техникума.
— Противопоставление физического и умственного труда весьма
условно, — поддерживает его Виталий Манзук. — Писать картины,
например, — это и физический труд в том числе. Труд нужен человеку
так же, как отдых. Его результат — готовое изделие, продукт, вещь,
услуга! В Германии выпускники технических школ ценятся не меньше, чем
выпускники гуманитарных вузов. Это уважаемые люди. Сантехник, хорошо
выполняющий свою работу, — не менее уважаемый человек, чем юрист!
Новый рабочий — это человек, который любит и умеет учиться. Иначе он никогда не узнает, что делать со станком.
– У нас есть множество ребят, блистающих в разных предметах, —
говорит начальник механозаготовительного цеха завода «Ладога» Вадим
Андреев. — Есть призеры всероссийского этапа WorldSkills.
Из профессиональных училищ к нам приходят молодые люди без опыта, но они
быстро схватывают. У кого есть желание, учится быстро. Шесть месяцев
в режиме стажировки — и сдают на разряд. Если человек хорошо работает,
мы даем возможность сдать на разряд еще быстрее.
Собеседование здесь проводится просто: кандидата подводят к станку
и смотрят, что он может. Оператор станка с ЧПУ уже на старте получает
от 40 до 60 тысяч рублей, но, как и везде, все зависит от того, как
человек себя проявит. А вот если есть желание сделать управленческую
карьеру на производстве, придется пойти в вуз и выучиться на инженера.
Но инженеру все равно нужен опыт работы на заводе, с самых низов. Нужно
знать производство, если хочешь им управлять.
Фрезеровщику Владиславу Завистовскому 23 года, он выпускник Кировского политехнического техникума.
— Мне нравится производство, — говорит Владислав. — Интересно видеть,
как из металла появляется деталь. Я выбрал свою профессию после
9 класса. Просто подумал: а почему бы и нет? Хочу получить высшее
образование и продолжить работу по специальности.
Между прочим, работают здесь и выпускники вузов. Виталий Комаров
пришел на «Ладогу», окончив Балтийский государственный технический
университет «Военмех». Виталий на минуту отвлекается от наладки станка —
специально, чтобы сказать:
— Мне нравится не сидеть целый день с бумажками в офисе, а видеть реальные результаты своего труда!
И возвращается к работе. Ему нужно сделать так, чтобы деталь соответствовала чертежу.
Реальный рабочий
Если сегодня уровень технологий позволяет изготовить деталь
за несколько часов, а не за несколько дней, как раньше, то специалист
должен учиться гораздо дольше, чтобы эту работу выполнить. Раньше
токаря, слесаря или наладчика готовили в техникуме, а инженеров
и экономистов — в институте и университете. Каждый из них делал свою
часть работы для того, чтобы получилась эта самая деталь. Теперь
достаточно одного специалиста.
— И мы должны одного конкретного человека научить комплексу знаний,
умений, навыков, компетенций, которые раньше традиционно были присущи
людям с разными уровнями образования, — говорит Манзук. — Это новый
технологический уклад. Сложность для страны как раз в том и заключается,
что нужно найти механизмы и способы подготовки таких специалистов.
Вот и ответ на вопрос, почему завод наконец смог поднять зарплаты.
Если над деталью теперь работает не 10 человек, а один, появляется
резерв.
Но и требования растут. Взять рабочего у станка с числовым
программным управлением — он и технолог, и программист, и наладчик,
и оператор тоже.
Хорошо. Так ради чего современный молодой человек может пойти на
производство? Служба исследований HeadHunter в Санкт-Петербурге провела
опрос и выяснила, что 64% респондентов привлекает уровень оплаты труда,
соответствующий вкладу специалиста в работу компании. Для 61% опрошенных
важна перспектива карьерного роста. Еще 63% ждут официального
оформления на работе и стабильного выполнения обязательств со стороны
работодателя.
Но когда человек делает выбор, его волнуют и другие вопросы.
Сможет ли он купить жилье? Будет ли у него доступ к хорошей медицине?
— Раньше человек попадал на производство после училища, техникума,
и у него уже шел рабочий стаж, и жилье он мог получить раньше других, —
замечает Манзук.
До решения проблем с жильем сегодняшние работодатели еще не дошли, но
о здоровье рабочих уже задумались. Дефицит кадров вынуждает
стимулировать интерес. По информации Банка данных заработных плат,
17% компаний Санкт-Петербурга предоставляют рядовым сотрудникам
добровольное медицинское страхование, 13,8% — обеспечивают питанием,
5,6% — страхуют от несчастных случаев, а некоторые вкладывают деньги
в обучение.
«Я
бы не сказал, что у меня чисто рабочая специальность. Например, мы
пишем программы. Я сам полностью проектирую процесс обработки очень
сложных изделий»
Другая проблема в том, что абитуриенты техникума не всегда
представляют себе будущую профессию. У одних интерес к профессии
пробуждается на практике, другим внезапно понравилась смежная
специальность, около половины студентов во время учебы еще находится
в поиске, а кто-то уже решил уйти в другую сферу... В общем, все как
в вузах.
Мы расспросили 36 студентов Кировского политехнического. 34 из них
сказали, что выбрали профессию случайно и, может быть, уйдут из нее.
Хотя почти все они считают свою профессию перспективной
и востребованной. 24 студента назвали свою профессию интересной, 14 —
ответственной. И только 10 и 11 — соответственно современной
и высокооплачиваемой. Осознанным свой выбор считают меньше половины
студентов.
— Что касается профессии, в эту реку нужно просто войти, — не
расстраивается Виталий Манзук. — Даже те, кто ушел из отрасли,
со временем возвращаются, если они получили базу в молодости. Интерес
к профессиям зарождается в детстве. Школьники, приходя к нам,
спрашивают, интересуются. Профориентацией нужно заниматься очень
серьезно, и здесь не хватит усилий одного учебного заведения.
Востребованность рабочих профессий, появившаяся с середины прошлого
года, приводит к постепенному приросту соискательского интереса, считают
профессиональные рекрутеры. По данным Head Hunter, весной 2017 года
в сравнении с прошлым годом активность соискателей увеличилась на треть.
Ситуация на рынке труда меняется медленно. В прошлом году
в Ульяновске открылся завод DMG MORI, производящий самые современные
токарные и фрезерные станки. Вот уже несколько лет как Россия
присоединилась к мировому движению WorldSkills. Реальный сектор
экономики не появится без главной составляющей — собственных кадров.
* WorldSkills — международное некоммерческое
движение в 75 странах мира, цель которого — повысить престиж рабочих
профессий и развивать навыки мастерства. WorldSkills оказывает влияние
на рост профессионального образования во всем мире