Уплывут ли в частные руки украинские порты?
Министр
инфраструктуры Владимир Омелян внезапно заявил о распродаже украинских
портов Одесской, Николаевской, Херсонской, Запорожской и Донецкой
областей. «Порты в Украине нужно приватизировать, потому каждый год
часть государственных портов в перевалке падает. Это объективный фактор,
что частные собственники более мобильны и могут предоставить лучше
условия», – сказал министр. Примечательно, что в перечень портов,
подлежащих приватизации в 2017 году, включены порты Одессы, Черноморска
(бывшего Ильичёвска) и Южного, – они, согласно рейтингу Министерства
экономического развития и торговли, входят в сотню важнейших
государственных предприятий страны. Тем не менее, в правительстве на
крупнейшие морские ворота Украины – грандиозные планы. «13 морских
портов Украины должны быть отданы в концессию, как самые большие, а
остальные необходимо продать. Не надо лить слезы за тем, чего нет,
потому что они просто разворовываются. С помощью разных схем аренды
фактически выводятся из государственной собственности и бюджет получает
копейки», – утверждает украинский чиновник. Видимо, в стране совсем
плохо дело с правоохранительными органами, поэтому государству оказалось
проще передать порты в частные руки, чем искать тех, кто обкрадывает
бюджет. А ведь ещё в марте 2017 года, когда стало известно, что порты
включены в план приватизации, эксперты хором твердили: продавать стоит
только то, что приносит убытки, порты остаются стратегически важными для
государственной экономики, никто не станет вкладывать большие деньги в
порты в кризисное для Украины время.
Вопрос
приватизации украинских портов не блещет новизной. О приватизации и
концессии говорили ещё при премьер-министре Яценюке, а бывший губернатор
Одесской области Михаил Саакашвили (которого одесситы прозвали
Мишкой-подкидышем) аж из вечно мятых штанов выпрыгивал – так хотел
отдать порты в частные руки. «У нас говорят: не будем продавать порты.
Но реально там все давно уже продано», – возмущался Саакашвили. И
рассказывал прессе о том, что прибыль государственных портов идёт «в
карман». В 2015 году порты были исключены из перечня объектов, не
подлежащих приватизации. Но у Яценюка так и не получилось приступить к
распродаже морских ворот Украины. «Парламент в течение года блокирует
приватизацию. Я надеюсь, что наконец будет найдена политическая воля для
того, чтобы провести прозрачную и публичную приватизацию и уничтожить
еще одни анклав коррупции – не только в органах государственного
управления, а в первую очередь в государственных компаниях», – жаловался
он. Но сделать ничего не смог. Более того, сам Пётр Порошенко в 2016
году пытался впарить порты «зарубежным инвесторам» во время визита в
Японию, но воз и ныне там. Дело в том, что и по сей день не принята
законодательная база, позволяющая таки запустить процесс. И сегодняшние
бодрые заявления министра украинской инфраструктуры – не что иное, как
попытка выдать желаемое за действительное с помощью бурления в СМИ:
типа, процесс идёт, вот-вот начнутся продажи. В 2016 году он говорил
примерно то же самое: «Мы исходим из той логики, что крупные порты –
«Южный», «Ильичёвск», «Херсон» пойдут на концессию. Эта модель вначале
будет отработана на примере порта «Октябрьск». Все остальные порты, не
имеющие стратегического значения, должны быть приватизированы».
Невооружённым
глазом видно: правительство на словах очень хочет что-то сделать с
портами. Так хочет, что на деле работа над новым законом о концессии
закончилась, по словам Омеляна, в июле 2017 года. Теперь у Гройсмана
будут жить надеждой, что осенью удастся протащить закон через парламент,
а там, глядишь, к 2018 году, можно будет приступить к приватизации
портового «балласта» – мелких портов, на которые приходится 20%
грузооборота, – и отработке модели концессии для четырёх портов, доля
которых – 80% грузооборота.
Министр
инфраструктуры Украины не договаривает – с портами не всё так плохо: в
первом полугодии 2017 года перевалка грузов в глубоководных портах и
Мариуполе выросла на 4,7%. Речными портами занялась крупная аграрная
компания «Нибулон» (недавно при её участии, а также при поддержке
вездесущей USAID из Херсона в Киев по Днепру доставили 300 тонн арбузов –
с тем, чтобы обратить внимание на речные перевозки). «Нибулон»
планирует построить минимум 10 перегрузочных речных терминалов на
Днепре, Южном Буге и других судоходных реках, а также создать
собственный флот – 60 суден и буксиров уже построены, 40 – в проекте.
Речным флотом и портами «Нибулон» занимается с 2009 года, проект
оценивается в 500 млн долларов. Алексей Ватадурский, основатель и
руководитель компании «Нибулон», целенаправленно восстанавливает речное
судоходство Украины. «Главная цель проекта – довести объем перевозок
речным транспортом до 4 млн. тонн зерна и других грузов. Достичь этого
показателя мы планируем в течение 2-3 лет. Плюс ко всему, мы серьезно
нацелены и на сегмент пассажирских речных перевозок современными судами,
которые будут ходить из Киева до Черного моря в будущем, до Турции, до
Болгарии. Для этого мы проводим реконструкцию приобретённого
судостроительного завода, который будет выпускать суда, не уступающие
европейским аналогам», – говорит Ватадурский.
Фото: речные порты «Нибулон»
Выиграли
украинские порты и от угольной блокады Донбасса: впервые выросла
перевалка угля. Правда, вряд ли этот успех утешит жителей Украины,
которым теперь придётся оплачивать разницу в стоимости донбасского и
приплывшего из ЮАР и США угля из своего кармана.
Пока
что волна новостей в украинских медиа о скорой продаже портов выглядит
искусственным штормом, призванным показать и иностранцам, курирующим
Украину, и зарубежным кредиторам, что правительство в поте лица,
невзирая на разгар отпускного сезона, думает о реформах. На самом же
деле «цыплят» портовой приватизации придётся считать по осени, когда с
курортов вернутся парламентарии и возьмутся за вопросы украинской
экономики. Или не возьмутся, а снова отвлекутся на войну или выборы. В
этом случае спустя время министр инфраструктуры Украины (этот или
какой-нибудь новый) снова вернётся к теме портов и повторит ровно то,
что говорится сегодня и говорилось вчера и позавчера. Ничего страшного в
этой отсрочке нет: во-первых, «в карман» как текло, так и течёт,
во-вторых, «Нибулон» как строил, так и будет строить речной флот.
Соб. корр «Одной Родины» Источник: .fondsk.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 41
Рейтинг поста:
Цитата:
Если сопоставить новости о передвижениях американских друзей по Украине, можно увидеть, что военная экспансия США уже проглотила всё побережье. Многие объекты только разрабатывают на бумаге, но подготовка то идёт полным ходом.Пример- акватория Одесского припортового завода, который не зря так упорно доводят до банкротства на самом высоком уровне.
Слухи о планах на строительство полноценной военно-морской базы США на мощностях ОПЗ подтверждаются каждым новым манёвром Кабинета министров, «выписанным» вокруг предприятия.
--------------------