Более
3,5 тысяч магазинов закроется в США в ближайшие несколько месяцев
из-за того что потребители все чаще предпочитают онлайн-покупки.
У
каждой новой эпохи в бизнесе рано или поздно наступает свой переломный
момент. Для сферы ритейла таким моментом вполне может стать 2017 год:
онлайн-магазины уже давно массово перетягивают на себя клиентов из
физических локаций, но в этом году этот процесс достиг пиковой мощности.
В США в ближайшие пару месяцев планируют закрыться 3,5 тысячи магазинов, включая отделения таких крупных брендов как
JCPenney, Macys, Sears, Abercrombie & Fitch и Guess. Журналисты уже
прозвали это явление "апокалипсисом для торговых центров” и охотно коллекционируют фотографии заброшенных моллов по всей Америке.
Аналитики
подчеркивают, что этот катастрофический спад в сфере физического
ритейла напрашивался уже давно, так как магазинов было слишком много
еще в эпоху до интернета, а все больше клиентов сегодня предпочитает
делать покупки онлайн. В США апокалипсис для торговых центров настал
первым, так как магазинов здесь было больше всего в мире: по статистике
на каждого американца приходится около 2 квадратных метра
ритейл-пространства. Второе место в этой категории занимает Канада —
здесь жителям приходится довольствоваться "лишь” полутора метрами. У
третьей страны по объему торговых мест — Австралии — каждому жителю
достается вдвое меньше магазинов, чем в США — всего лишь жалкий
квадратный метр на человека.
В тоже время в сфере ритейла
происходят тектонические изменения в потребительских привычках.
Согласно данным исследовательской группы Cushman & Wakefield,
посещаемость торговых точек в США с 2010 по 2013 год снизилась на 50%.
Параллельно с этим уровень продаж онлайн-магазинов стабильно растет уже
много лет подряд. В 2016 году онлайн-продажи достигли нового рекорда и
составили 8,1% от всех ритейл-продаж в США. Опрос PwC 2016 года показал,
что 54% потребителей уже сегодня совершают покупки онлайн каждый
месяц, а 34% ожидают, что мобильный телефон станет главным инструментом
для покупок уже в ближайшем будущем.
Магазины в США и сами,
похоже, не сомневаются в том, что за мобильными и онлайн продажами
будущее, и активно спасаются с тонущего корабля физического ритейла.
Некоторые из них, например бренд женской одежды Bebe, который раньше
содержал 170 магазинов в США, закрывают все свои отделения, чтобы
полностью сконцентрироваться на онлайн-продажах. Более крупные
корпорации, например Sears и JCPenney пытаются проактивно сократить
свои потери и закрыть неприбыльные локации до того как они нанесли
слишком большой урон финансам компании (Sears откажется от 10%
магазинов, а JCPenney закроет 14% своих физических представительств).
Кто-то и вовсе не пережил апокалипсиса: например, магазин одежды The
Limited закрыл все свои 250 точек и не стал пробовать удачи в
онлайн-бизнесе. Для крупных торговых центров уход таких популярных
магазинов среди потребителей часто служит началом цепной реакции,
которая в результате приводит и к закрытию самих моллов. Потребители
начинают меньше ходить в моллы, в которых закрылись магазины крупных
брендов, а другим арендаторам это дает шанс отказаться от услуг молла
на благоприятных для себя условиях или договориться о новом контракте с
новыми скидочными условиями.
Многим торговым центрам в
результате приходится и вовсе переквалифицироваться в жилые или офисные
помещения. В основном до такой печальной судьбы доходят моллы, которые
не блистали по продажам и в более тучные годы, но таких в США по оценке
Green Street Advisors около 30%. Аналитики уверены, что большинство из
этих магазинов будет вынуждено превратиться в жилые помещения или
стать "моллами-призраками” уже в ближайшие несколько месяцев. |