Строительство железной дороги Баку – Тбилиси – Карс завершено
Несколько
дней назад было объявлено о завершении неоднократно сдвигавшегося в
сроках строительства железнодорожной магистрали, связывающей столицу
Азербайджана Баку с турецким Карсом через грузинскую территорию.
Пассажирами первого поезда, проследовавшего от Карса до границы Грузии, стали глава
министерства экономики этой страны Георгий Гахария и министр
транспорта, судоходства и коммуникаций Турции Ахмет Арслан. Компанию им
составили руководители железных дорог Грузии, Турции, Азербайджана и
Казахстана.
«У
нас большие ожидания от тех результатов, которые должно принести
задействование железнодорожной линии Баку – Тбилиси – Карс как Грузии,
Турции и Азербайджану, так и странам региона. Я надеюсь, что этот важный
проект скоро заработает», – сказал Георгий Гахария.
В
предоставленном турецкой стороной модернизированном составе состоялась
расширенная встреча сторон, в ходе которой обсуждалась реализация
проекта и перспективы дальнейшего углубления и расширения экономических
отношений Турции, Грузии и Азербайджана. Затем участники переговоров
осмотрели построенный на железнодорожном участке Ахалкалаки – Карцахи
контейнерный терминал и строящийся вокзал в Ахалкалаки, где ведутся
внутренние отделочные работы.
Г. Гахария выразил уверенность в подключении к проекту большего количества стран. Его дополнил не
менее оптимистично настроенный А. Арслан: «Это исторический проект. И
вместе мы являемся частью данного исторического факта – запуска первого
поезда по новой железнодорожной ветке. Проект очень важен для всех трёх
стран, благодаря чему мы будет развивать экономические и культурные
контакты». По словам министра, «на первых порах железная дорога касалась
только Турции, Грузии и Азербайджана, но теперь Казахстан и Туркмения
также присоединяются к проекту». Ранее, в июне, Ахмет Арслан говорил,
что железная дорога Баку – Тбилиси – Карс будет готова к вводу в
эксплуатацию в августе 2017 года. Турция практически полностью
завершила реализацию этого проекта на своей территории, однако оползень в
Грузии вынудил несколько сдвинуть сроки.
Примечательно, что в тот же день, 19 июля, в Баку состоялась трёхсторонняя
встреча глав внешнеполитических ведомств Азербайджана, Турции и
Туркмении, на которой Мевлют Чавушоглу официально объявил о начале «тест-драйва железной
дороги Баку – Тбилиси – Карс», сервисное обслуживание которой начнётся
осенью 2017 года. Проект завершен, недостатки устранены, и в течение
нынешнего года начнется движение поездов. Заместитель главы
правительства Туркменистана, министр иностранных дел Рашид Мередов
отметил, что на встрече был обсужден ряд важных вопросов, в том числе
различные направления сотрудничества в области энергетики, торговли и
культуры: «Мы намерены расширить отношения в экономической,
политической, энергетической, культурной сферах и готовы осуществить все
задуманное. Один из вопросов, обсужденных на нынешней встрече, был
связан с проведением в Туркменистане первого трехстороннего саммита глав
государств. Как отметил министр Мамедъяров, в этом году исполняется 25
лет установления дипломатических отношений между Туркменистаном и
Азербайджаном и Туркменистаном и Турцией. Мы придаем большое значение
этим связям».
Напомним,
реализация амбициозного проекта началась в 2008 году на основании
трёхстороннего азербайджано-грузино-турецкого межгосударственного
соглашения. Общая протяженность трассы – 826 километров. Пиковая
пропускная способность коридора оценивается в ежегодные 17 млн тонн
грузов. Предполагается, что на начальном этапе эксплуатации коридора
этот показатель составит примерно 1 млн пассажиров и 6,5 млн тонн грузов
в год.
Возможное
вовлечение в проект Казахстана и Туркменистана (с перспективой выхода
на Китай) предполагает реанимацию идеи т. н. Транскаспийского коридора,
коммерчески оправданного разве что в случае массового экспорта китайских товаров в Европу. Соответствующие вопросы обсуждались в
Астане на экономическом форуме в рамках EXPO 2017. В центре внимания
были перевал грузов из Китая и Казахстана в Баку и далее через Грузию в
Турцию, определение тарифов для грузов, перевозимых товаров из Польши в
Казахстан. Кроме того, стороны решили поменять название коридора на
«Средний».
Отсутствие
полной ясности с тарифами на перевозки по железной дороге от Баку до
Карса оставляет вопросы о коммерческой рентабельности данного проекта,
имеющего важную геополитическую составляющую. Железная дорога Баку –
Тбилиси – Ахалкалаки – Карс является частью более масштабной идеи по
соединению стальных путей бывшего советского Закавказья с Европой через
территорию Турции. По программе развития турецких железных дорог
построен подводный железнодорожный тоннель Мармарай под проливом Босфор в
Стамбуле, обеспечивающий прямую связь с общеевропейской сетью железных
дорог, напоминает интернет-издание «Кавказский узел». В перспективе
проект по линии Баку – Карс предполагается встроить в железнодорожный
скоростной коридор «Европа – Кавказ – Азия». Источник: fondsk.ru.
Рейтинг публикации:
|