Лидирующий бюджетный азиатский авиаперевозчик AirAsia борется за долю на быстрорастущем рынке Азии за счет цифровизации бизнеса.
Мировой рынок авиаперевозок растет с каждым годом. В 2016-м
авиакомпании перевезли 3,7 млрд пассажиров — на 6,7% больше, чем в
2015-м. Ожидается, что число пассажиров удвоится к 2030 году, причем
основную роль в увеличении авиатрафика сыграют азиатские компании.
Стремительное развитие азиатско-тихоокеанского рынка авиаперевозок
происходит на фоне активного роста экономик большинства стран региона:
ежегодный рост ВВП стран Азии обгоняет темпы роста остального мира и в
среднем составляет 4,1%. Согласно отчетам Boeing, в 2016–2035 годах
ежегодный рост авиатрафика в Азии (не считая Китая) составит 6,1%, в
Китае — 6,2%. При таких темпах развития к 2035 году азиатский авиарынок
существенно обгонит рынок США и вырвется в мировые лидеры по объему
трафика.
Авиаперевозчики Азии делают ставку на лоукостеры. Они закупают
преимущественно узкофюзеляжные самолеты (около 75% их заказов); именно
такие машины используются на бюджетных рейсах, поскольку позволяют
экономить топливо. Судя по росту азиатского авиарынка, скоро
Азиатско-Тихоокеанский регион займет первое место и в сфере бюджетных
авиаперевозок, обогнав лидирующие в настоящий момент европейские страны,
такие как Великобритания, Италия и Испания.
Лидерство на азиатском рынке лоукостеров принадлежит малайзийскому
перевозчику AirAsia. Компания появилась в 1993 году и начинала как
маленький авиаперевозчик всего с двумя самолетами в парке, однако за
последние десять лет Skytrax уже пять раз присуждал AirAsia титул лучшей
бюджетной авиакомпании. Результаты азиатского лоукостера действительно
впечатляют: его самолеты сегодня летают по 165 направлениям в 25
странах.
Лоукостеры привлекают к себе новых клиентов низкими ценами. Для этого
они должны снижать издержки, а значит, им необходима цифровая
оптимизация. Подобно таким гигантам-лоукостерам, как RyanAir и EasyJet,
AirAsia делает ставку на digital. В ближайшие годы AirAsia собирается
обогнать западных конкурентов и к 2020 году стать самым
цифровизированным авиаперевозчиком. Для оптимизации авиакомпания
использует разработанные GE Flight Efficiency Services (FES, сервисы
эффективности полетов) для управления полетами, благодаря чему ежегодно
экономит один процент топлива. Чтобы сократить расходы, AirAsia также
уменьшает количество сервисных центров, пунктов продажи билетов, стоек
регистрации. Вместо этого сотрудники компании консультируют клиентов в
мессенджерах и соцсетях, а на рейс пассажиры регистрируются
самостоятельно.
Однако цель цифровизации не только экономия, но и увеличение прибыли.
Сегодня 80% продаж авиакомпании совершаются онлайн, но AirAsia
рассчитывает перевести в онлайн все транзакции. Так компания может
собирать огромное количество личных данных пользователей, на основе
полученной информации таргетировать рекламу и продавать больше билетов.
Благодаря увеличению числа пассажиров в 2016 году прибыль AirAsia
выросла на 11% и достигла 2,8 млрд долларов.
Очевидно, AirAsia планирует укрепляться на азиатском рынке. В мае
этого года компания заключила соглашение о создании совместного
предприятия с Китаем, что открыло перед перевозчиком огромные
перспективы. В ближайшие годы Китай займет первое место в мире по объему
авиатрафика, однако в этой стране с ее огромным спросом на авиабилеты
практически нет лоукостеров: они осуществляют только 3,4% пассажирских
авиаперевозок (для сравнения: в странах АСЕАН на долю бюджетных
авиалиний приходится 50%). С учетом этого у AirAsia есть все шансы стать
не только самым крупным лоукостером в Азии, но и крупнейшей азиатской
авиакомпанией в принципе, что предоставит ей полную свободу в дальнейшей
цифровизации бизнеса.