Онлайн-агрегаторы заказа такси — российский «Яндекс. Такси» и
международный Uber — подписали соглашение об объединении деятельности в
России и на рынках нескольких стран СНГ. Общий бизнес оценивается в 3,7
млрд долларов. Контрольный пакет получит «Яндекс» (59,3%), 36,6% будет у
Uber, оставшиеся 4,1% будут принадлежать сотрудникам.
Сделка выгодна прежде всего Uber, что и сказалось на распределении
долей в объединенной компании. Сервис, вышедший на рынок значительно
позже «Яндекса», так и не сумел догнать соперника по охвату российских
городов, не войдя, в отличие от него, даже во все города-миллионники.
Кроме того, в активе «Яндекса» — разработанный им эффективный
картографический и навигационный сервис, что делает сотрудничество с ним
привлекательным для перевозчиков. Правда, считается, что сервис
собственно поиска и заказа такси более совершенен у Uber.
Объединенная компания сможет составить сильную конкуренцию не только
еще не получившему устойчивых позиций на российском рынке аналогичному
сервису — Gett. На самом деле речь идет об укреплении позиций в борьбе с
крупными отечественными компаниями, предоставляющими услугу вызова
такси, такими как давно обосновавшиеся на рынке региональные, а теперь
всероссийские «Максим», «Везет», перевозчик Fasten (возник в результате
слияния RuTaxi, «Такси Сатурн» и RedTaxi), у которых до сих пор больше
вызовов и поездок, чем у объединившихся агрегаторов. На этом фоне
преимуществом объединения становится не только увеличение охвата и числа
доступных машин, но и полученные в результате факторы повышения
эффективности перевозок: сокращение времени ожидания и холостого
пробега. Кроме того, объединенная компания может стать более
привлекательной для зарубежных инвесторов, считающих, что бизнесы,
связанные с интернетом, в наше время наиболее перспективны. А для
«Яндекса» открывается выход на зарубежные рынки. Уже сейчас в соглашении
предусматривается взаимный роуминг: наш соотечественник, прилетев во
Францию, сможет вызвать такси через привычное приложение, а парижанин в
Шереметьево — использовать Uber.
После объединения для пользователей сервисов по-прежнему будут
доступны оба приложения. Однако стоимость поездок может повыситься —
слившимся компаниям уже не надо будет демпинговать ради перетягивания
друг у друга клиентов. Повышения цен опасается и ФАС, выступившая против
слияния агрегаторов, ведь в некоторых городах они займут более половины
рынка, хотя на российском их доля пока не превышает, по оценкам
экспертов, 6–7%.
Рынок же с энтузиазмом принял известие о слиянии: акции «Яндекса»
взлетели более чем на 17% и вышли на исторический максимум — 1915 рублей
за бумагу, свидетельствуют данные Московской биржи.