"Цифра" любит тишину: как идеи депутатов вредят имиджу России
В Госдуму внесли очередной законопроект о контроле в
интернете. Депутаты Сергей Боярский и Андрей Альшевских предложили
обязать соцсети и мессенджеры удалять недостоверную, порочащую и
экстремистскую информацию. Более того, каждая соцсеть, полагают
депутаты, должна создать специальную приемную для жалоб пользователей на
противоправные данные. Авторы ссылаются на опыт Германии - их проект
очень похож на закон, который недавно приняли там. Однако в России эта
инициатива энтузиазма не вызвала. Эксперты считают, что выполнить эти
требования невозможно. Максим Жаров утверждает, что попытки "дебютантов"
вклиниться в регулирование интернета плохо отражаются на имидже России.
Невероятно, но факт: в этом году российские политики хором заговорили
о необходимости перехода нашей страны к цифровой экономике. Появилась
дееспособная идея, мечта, способная в перспективе объединить нацию. Но,
как говаривал один известный в прошлом российский политик-острослов,
хотели как лучше, а получается пока, как всегда.
На днях в Государственную думу внесли законопроект о многомиллионных
штрафах для операторов соцсетей за распространение экстремистской и
недостоверной информации.
Первоначально многие посчитали, что эти штрафы (от 3 до 5 миллионов
рублей для физических лиц и от 30 до 50 миллионов рублей для юридических
лиц) касаются исключительно пользователей соцсетей и модераторов
пабликов. Однако, обнаружив скандал, авторы законопроекта - депутаты
Сергей Боярский и Андрей Альшевских - поспешили клятвенно заверить
публику, что их "цифровая дебютная идея" касается только операторов
(собственников) соцсетей. Но поверили в эти поспешные разъяснения очень
немногие.
Очередная скандальная попытка депутатов, слабо разбирающихся в
специфике интернета, вклиниться в его регулирование приводит к резкому
снижению доверия к действиям власти как внутри страны, так и за ее
пределами. А ведь именно доверие является ключевым, если не решающим
фактором успеха в реализации идеи цифровой экономики.
Переход многих ведущих государств мира к развитию в формате цифровой
экономики подразумевает не только экономический рост в этих странах, но и
их экспансию на новые или ранее недоступные для них рынки. Не случайно в
числе стран, которые сегодня активно заявляют о своих "цифровых"
амбициях, находятся Китай и Индия – быстро развивающиеся государства.
Цифровая экспансия молодых и амбициозных мировых держав встречает
резкое неприятие у лидеров "старого мира", таких как США или
Великобритания. Здесь в качестве средств сдерживания ими применяется
усиление на законодательном уровне контроля за собственным и общемировым
интернет-пространством и использование темы кибербезопасности для
дискредитации "цифрового" конкурента.
Поэтому тщательно раздуваемая американскими СМИ тема мифических
"русских хакеров" и дискуссии относительно "вмешательства русских в
американские выборы" не только следствие параноидальных комплексов
американской элиты, но и отражение более глобального процесса –
конкуренции мировых держав.
США, как держатель контрольного пакета акций в мировом
киберпространстве, очень хорошо понимают важность цифровой экспансии в
межгосударственных отношениях и умело используют фактор доверия в
интернете против тех стран, которые с помощью цифровой экспансии
пытаются расширить свое геополитическое влияние.
В России еще нет цифровой экономики, наши политики пока еще только
мечтают о ней, а другие страны, опасаясь усиления влияния России в мире с
помощью цифровой экспансии, уже почти год ведут целенаправленную
кампанию по дискредитации нашей страны в интернет-пространстве. Придумав
масштабное вмешательство "русских хакеров" в американские президентские
выборы, поставив это мнимое вмешательство во главу угла в отношениях с
Россией, США пытаются лишить нашу страну доверия пользователей
интернет-СМИ и соцсетей.
Искусственное снижение доверия к России в киберпространстве –
ключевой инструмент американского давления на нашу страну, по
эффективности не уступающий экономическим санкциям. Вот почему
предложение президента России Владимира Путина создать совместную
российско-американскую рабочую группу по кибербезопасности, с которым
поначалу согласился Дональд Трамп, вызвало такую бурю негодования среди
американских политиков. Поспешный отказ Трампа от этого предложения
Путина обнажил не только несамостоятельность и недоговороспособность
президента США, но и нежелание американской элиты давать России
возможность ограничивать сферу применения столь эффективного инструмента
давления на нашу страну.
Концепция цифровой экономики, продвигаемая сегодня Минкомсвязи
России, нуждается в серьезной доработке. Более того, не является
секретом тот факт, что существует и, скажем так, совсем другой подход к
теме, основные положения которого вошли в "Стратегию развития
информационного общества в России на 2017-2030 гг.", подписанную
президентом Путиным.
Таким образом, наши политики в ближайшее время будут продолжать
спорить о цифровой экономике. И иногда будут появляться весьма безумные
цифровые идеи. И ведь многие из таких законодательных инициатив через
несколько лет придется отменять в силу нереализуемости на практике, как
это случилось, например, с законом о регистрации блогеров как СМИ или с
"муниципальным фильтром" на губернаторских выборах.
Закон отменить, конечно, можно. Но доверие к идее построения в России
цифровой экономики внутри страны и в мире будет снижаться с каждым
таким непродуманным законопроектом или "сенсационным" заявлением
депутатов и чиновников. Посмотрите на Китай, вы обнаружите, что цифровая
экспансия этой страны любит тишину. Поэтому непродуманная болтовня и
скороспелые идеи на тему цифровой экономики еще сильнее вредят стране.
Так быть не должно.
Источник
Рейтинг публикации:
|