За 17 лет Россия поставила за рубеж самолетов и вертолетов на 65 миллиардов долларов, заявил агентству ТАСС глава компании "Рособоронэкспорт" Александр Михеев. Всего было продано
1300 единиц авиационной техники и оборудования для нее. Наибольшей
популярностью российская продукция пользуется в странах Востока и
Азиатско-Тихоокеанского региона. План на 2017 год – довести количество
самолетов и вертолетов, поставленных за рубеж, до 50% от общего
экспорта.
На сегодняшний день чаще всего покупают многоцелевые боевые самолеты
Су-30 и Су-35, вертолеты Ми-28НЭ, Ми-17 и Ка-52. Руководство
"Рособоронэкспорта" отмечает, что рост интереса к российской авиации
связан, конечно, с ее использованием в вооруженных конфликтах. Но, кроме
того, помогает и активное участие в выставках. В 2017 году
отечественная продукция будет представлена на 6 международных
авиасалонах. Особую ставку делают на МАКС, который традиционно пройдет в
подмосковном городе Жуковский в конце июля.
Одна из самых богатых "экспортных карьер" у многоцелевого Су-30МК.
Свое победное шествие по миру самолет начал с Индии. Первая поставка
состоялась в 2002 году. На сегодняшний день это государство уже заказало
более 270 машин и даже развернуло лицензионное производство Су-30МКИ на
своей территории.
Индийская модификация МКИ значительно отличается от базового
самолета. На ней впервые установили переднее горизонтальное оперение, то
есть применили так называемую схему "утка". Благодаря ей у машины
улучшилась управляемость и грузоподъемность. Кроме того, Су-30 получил
новые двигатели с управляемым вектором тяги, что сделало самолет не
просто маневренным, а сверхманевренным.
Заменили ему и радар. Причем МКИ оснастили радиолокационной системой
управления "Барс", разработанной в НИИ Приборостроения. Она
самостоятельно находит воздушную или наземную цель, определяет ее тип,
оценивает опасность, наводит на нее оружие, да еще и "подсвечивает" ее
другим боевым самолетам. В общем, пилоту остается только отдать команду
открыть огонь.
В декабре 2000 года в серию пошла китайская модификация МКК. У нее
увеличено вертикальное оперение, усилено шасси и повышена боевая
нагрузка.
Позднее на базе индийского Су-30, была разработана версия МКА для
военно-воздушных сил Алжира. Поставка первых машин началась в 2008 году.
От МКИ новая модификация отличалась незначительно.
Чего нельзя сказать об МКМ, которая уже построена для Малайзии. В ней
пришлось переработать всю бортовую электронику и заменить на
французские аналоги. Так, на самолете появились характерные "гребни" и
обтекатели, под которыми установили систему государственного
опознавания, а также датчики, предупреждающие, что боевую машину
облучает лазерная система наведения. Первые Су-30МКМ привезли заказчику в
июне 2007 на одном из крупнейших транспортников в мире Ан-124 "Руслан".
Кроме того, есть информация, что Су-30 стоит на вооружении еще и Венесуэлы, Вьетнама, Индонезии, Казахстана и Уганды.