Комитет по экономической политике Совета Федерации (СФ) направил в
правительство рекомендации по разработке программы субсидирования
чартерных перелетов внутри страны, пишут «Известия» со ссылкой на
собственные источники. Вложения, по мнению авторов документа, окупятся в
двукратном объеме за счет налогов. При этом существует статистика
ВЦИОМ, согласно которой около 30 млн россиян воздерживаются от
внутреннего туризма из-за дороговизны путевок.
Рекомендация «рассмотреть возможность субсидирования чартерных
внутренних туристических авиарейсов» была подготовлена и направлена в
правительство по итогам совещания, прошедшего в Совете Федерации 23 мая.
По мнени члена комитета по социальной политике Совета Федерации Игоря
Фомина,с перелетов позволит им путешествовать по стране. По расчетам
Фомина, при объеме субсидий в 2 млрд рублей в федеральный бюджет в виде
налогов вернется 4,3 млрд, а в региональные — 2,1 млрд рублей. Также за
счет субсидирования внутренних авиаперевозок российские курорты смогут
на равных конкурировать с зарубежными.
При этом, по мнению сенатора, грамотно построенная программа
субсидирования поможет продлить туристический сезон и положительно
повлияет на цены. В частности, это возможно на счет снижения стоимости
авиаперелетов. «Благодаря субсидированию чартерных авиаперевозок русские
туристы смогут добраться до отечественных курортов по приемлемым
ценам», — сообщил Игорь Фомин.
На самом деле проблематика несколько глубже, чем может показаться, и
направлена не столько на развитие внутреннего туризма, сколько на
решение вопроса нерентабельности внутренних авиаперевозок в принципе,
говорит генеральный директор ИК «Форум» Роман Паршин. По его словам,
государство субсидирует авиаперевозчиков на внутренних рейсах аж с 2013
года, ежегодно выделяя миллиарды рублей по сути для того, чтобы самолеты
внутри страны продолжали совершать рейсы.
Для самих авиаперевозчиков регулярные внутренние рейсы невыгодны,
уверен эксперт: загрузка по большинству внутренних направлений не
превышает 45-60%, когда действует сезонный фактор, рейсы по популярным
туристическим направлениям в сезон, конечно, выделяются из общей массы,
но как только сезонный фактор исчерпывает свое влияние, регулярные
рейсы, например, в Сочи или Крым возвращаются к общероссийской норме, то
есть летают полупустыми, что не может не сказываться на маржинальности
бизнеса перевозчиков. Гораздо выгоднее, конечно, летать по зарубежным
направлениям, поскольку цены на билеты в этом случае значительно выше,
да и устанавливаются в валюте, но государство в лице Минтранса
достаточно рачительно контролирует сферу внутренних перевозок в том
числе за счет квотирования международных рейсов.
Беда внутренних перевозок, продолжает Роман Паршин, также заключается
еще в наличии дорогих аэропортов, которые по случаю спортивных событий,
политических и экономических форумов, строят в крупнейших городах.
Грандиозные в масштабах регионов международные аэропорты по сути не
используются по назначению: 74% всех международных рейсов осуществляется
через гавани Москвы, но ведь деньги, вложенные в строительство этих
аэродромов надо как-то отбивать.
Что же касается субсидий авиаперевозчикам, то, объем бюджетных
субсидий на поддержку внутреннего авиасообщения в 2016 году составил
8,76 млрд рублей, они оказались востребованными и лимиты были освоены на
92%, однако в бюджете на 2017 год сумма оказалась значительно (а точнее
на 17%) меньше, то есть перевозчики недополучат 1,46 млрд рублей.
Справедливости ради стоит отметить, что ни субсидиями едиными живут
внутренние рейсы. 2 года назад, с 1 июля 2015 года, государство пошло на
уступки авиаперевозчикам, снизив НДС для внутренних перелетов с 18% до
10%, что позволило снизить убытки перевозчиков.
К примеру, за шесть месяцев 2015 года (до введения налоговых льгот)
убытки на внутренних направлениях составляли почти 32 млрд рублей, за
аналогичный период 2016 (уже после введения) - 23,3 млрд. И все же
проблему убыточности снять полностью не удалось, перевозчики настаивают
на обнулении НДС хотя бы по некоторым направлениям, но государственная
казна сейчас не настолько полна, чтобы отказаться от 10% с внутренних
перелетов.
Возвращаясь непосредственно к теме развития чартерных перевозок
внутри России по туристическим направлениям, заключает Роман Паршин,
данные меры направлены в первую очередь на стимулирование перехода
внутренних перевозок к чартерам, поскольку регулярное авиасообщение по
сути не отвечает интересам перевозчиков. Поскольку государство финансово
ограничено в мерах стимулирования развития внутреннего авиасообщения,
такой вариант можно назвать компромиссным.