Крупнейший угольный терминал балтийского
бассейна, «Ростерминалуголь» — пример того, как при экологичности
процесса можно зарабатывать прибыль. Несмотря на пристрастные споры
вокруг климата и попытки борьбы с добычей угля и угольной генерацией,
спрос на него растет
На экспортном рынке российского угля — настоящий бум: за пять
месяцев этого года погрузка угля на экспорт выросла почти на 20%, при
том что отправка на внутренний рынок не сдвинулась с отметки 2016 года.
Угольные терминалы в российских портах работают на пределе возможностей —
при том, что и в прошлом году перевалка через них росла вполне активно.
При этом современным угольным терминалам вскоре придется взять на себя
поток, который идет через старые и неспециализированные перевалочные
пункты. Экологические проблемы, которые множатся вокруг таких мощностей,
уже дошли до уровня президента.
Самым большим на Балтике сегодня является «Ростерминалуголь» (РТУ),
расположенный неподалеку от поселка Усть Луга — сегодня он один из самых
современных и высокотехнологичных терминалов по перевалке угля в
стране. Для порта РТУ — основное звено. Первая партия груза с него ушла в
море в 2001 году. С тех пор порт методично наращивал свою мощность,
улучшая логистику, оптимизируя процессы. По итогам 2016 года грузооборот
АО РТУ вырос на 3,4% и достиг рекордного показателя 18,1 млн тонн. В
настоящее время РТУ занимает стабильную долю в 13% российского
стивидорного рынка в части морских поставок угля и более 60% от
перевалки угля в портах Балтийского бассейна страны.
Как и за всеми крупными терминалами в стране, за РТУ стоит мощная
угольная компания – «Кузбасразрезуголь», именно она, нуждаясь в надежной
и понятной логистике, выстроила для себя терминал по последнему слову
техники. Сумма инвестиций не раскрывается, но похоже, они оправдали
себя. Выручка РТУ за прошлый год составила 6,2 млрд руб., при этом
рентабельность по EBITDA в 2016г. — 72%,серьезный показатель для такого
крупного предприятия.
Уголь днем и ночью
Два вагона угля заезжают в большой ангар, специальный робот хватает и
переворачивает вагоны, ссыпая их содержимое в бункер. Вся операция
длится чуть менее 3 минут. Порожние вагоны следуют на следующий этап
четко отлаженного механизма — в трансбордер (устройство для перемещения
вагона с одного пути на другой), а их место занимают новые полные угля
вагоны. Выгрузка происходит круглосуточно, день за днем, невзирая ни на
прихоти капризной балтийской погоды, ни на время года и суток. От
объемов перевалки зависит прибыль порта, и чем отлаженнее работает
сложный механизм, тем больше заработают акционеры и работники
предприятия. Их, кстати, здесь не так много, всего с учетом
административного персонала в РТУ занято около 550 человек. На
производстве в основном операторы, контролирующие работу сложных
автоматов, машин, конвейеров.
После того как уголь выгружается из вагона, он по лентам транспортера
отправляется либо на судно, либо на склад. Склад может вмещать до 10
различных марок энергетического угля общим объемом 600 тыс. тонн.
Большие склады позволяют блендировать (смешивать) различные марки углей,
чтобы соответствовать спецификациям различных заказчиков.
Разгрузку-загрузку складов осуществляют огромные краны —
стакер-реклаймеры. Управляемые одним оператором, они позволяют по
максимуму автоматизировать процесс транзита угля через порт.
Непосредственно на судно загрузка угля происходит с судопогрузочной
машины. Два крана аккуратно перегружают уголь с транспортных лент в трюм
судов, вплоть до наиболее крупных — класса «Кейпсайз» (к нему же
относятся супертанкеры), что встречается не во всех российских портах.
По-другому никак
Дорогостоящее оборудование, кроме максимальной автоматизации
процесса, позволяет решить еще одну насущную проблему – экологическую.
Дело в том, что уголь имеет свойство пылить, и эта угольная пыль,
неминуемо образующаяся при перевалке через порт, может испортить жизнь
всему живому в радиусе нескольких километров, как в акватории моря, так и
на суше. Экологические проблемы неспециализированных угольных
терминалов на Дальнем Востоке уже стали притчей во языцех и вызвали гнев
президента Владимира Путина на его последней прямой линии. Школьник
спросил у президента, можно ли решить проблему с перевалкой угля
открытым способом в порту Находки.
Однако уголь перегружают не только на Дальнем Востоке, но и в крупных
европейских городах, таких как нидерландский Роттердам или бельгийский
Антверпен. И там его перевалка не вызывает экологических проблем. Дело в
том, что эти терминалы, как и РТУ, используют пылепоглощающиее
оборудование. Стоит оно недешево и многие российские стивидоры в целях
экономии отказывают себе в удовольствии стать его владельцем. Результат —
задыхающиеся в пыли приморские города. Однако в балтийском бассейне,
где требование к экологии намного жестче, по-другому работать и нельзя —
экологию этого водоема охраняет международное соглашение ХЕЛКОМ (по
первым буквам слов «Хельсинская комиссия»).
Затраты на экологическую безопасность, в отличие от общих инвестиций,
РТУ охотно раскрывает — за два года на нее потрачено более 200 млн
рублей.
Спрос стабилен
Несмотря ни на какие новые веяния типа зеленой энергетики, уголь по
прежнему является одним из ключевых элементов энергетических систем
большинства стран мира. В ближайшие пять лет прогнозируется стабильное
потребления энергетического угля на уровне 5,8-5,9 млрд тонн (прогноз
до 2021 г.). «Ключевым фактором в ближайшие 5-10 лет останется более
низкая стоимость угольной генерации электроэнергии относительно газовой
генерации и генерации на основе возобновляемых источников энергии», —
говорит управляющий директор РТУ Евгений Корбан.
По прогнозам специалистов, основной прирост спроса на уголь в
2017-2021 гг. придется на Азиатско-Тихоокеанский рынок, в то же время в
Европе спрос упадет (хотя в странах Средиземноморья — Турция, Марокко,
Египет — вырастет). Казалось бы, эти тренды грозят оставить порт
Усть-Луги без загрузки, так как торговля углем продолжит перемещаться с
запада на восток, однако это не так. Спрос на импортный уголь в
балтийском бассейне все равно останется относительно стабильным, плюс, с
того же РТУ идет отгрузка судов, доставляющих уголь по всему миру —
например, в Латинскую Америку.
К тому же после девальвации и скачка цен на уголь, произошедшего в
конце 2016 года, спрос на мощности по перевалке угля в России заметно
вырос. Инфраструктуры просто не хватает. В последнее время
грузовладельцы делают выбор в пользу отечественных терминалов,
отказываясь от логистики с использованием транзитных территорий стран
Балтии. «Объемы перевалки РТУ ежегодно растут, если в 2015 году на
причалах было обработано 17,5 млн тонн угля, а в 2016 - 18,1 млн тонн,
то планы перевалки на 2017 — 19 млн тонн» - отмечает г-н Корбан. Росту
помогает непрерывная модернизация терминала и взаимодействие с
операторами подвижного состава, которые активно используют инновационные
вагоны с большей грузоподъемностью. Это позволяет существенно увеличить
объемы обработки угля, не наращивая объемы обработки вагонов.
Усть-Луга-Москва