Россия заинтересована в сотрудничестве с Азиатским банком
инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и с Новым банком развития (НБР,
создан странами-членами БРИКС), заявил глава Мифина РФ Антон Силуанов,
выступая на открытии седьмого министерского финансового диалога России и
Китая. По его словам, российская сторона уже подготовила несколько
предложений, интересных для акционеров банка.
«Мы готовы активно рассматривать совместные проекты этих банков (АБИИ
и НБР) на территории наших стран. Нас интересует и активизация работы
этих финансовых институтов непосредственно в России», — цитирует
министра ТАСС.
АБИИ учрежден в декабре 2015 г. по инициативе Китая как инструмент,
призванный стимулировать инвестиции в транспортную, энергетическую,
телекоммуникационную инфраструктуру стран Азии. Уставный капитал банка
составляет 100 млрд долларов; крупнейшие акционеры - Китай (26,06%),
Индия (7,5%) и Россия (6%).
Несмотря на то что АБИИ и НБР были созданы для конкуренции с
Международным валютным фондом (МВФ) и Всемирным банком, объем
инвестиционных средств в данных институтах пока мал, а проектов,
ожидающих одобрения, достаточно много констатирует директор Центра
экономических исследований Университета "Синергия" Андрей Коптелов.
Для сравнения: объем средств МВФ сейчас составляет около 370 млрд
долларов, и хотя, уставный капитал АБИИ заявлен в 100 млрд долларов, в
2017 году банк предполагает одобрить всего лишь 10-15 проектов на 2,5
млрд долларов, при этом сейчас в АБИИ уже более полусотни
стран-учредителей.
Учитывая высокую конкуренцию проектов от различных стран, Россия в
ближайшее время не сможет получить серьёзных инвестиций в свои проекты.
Примером инвестиций АБИИ в 2017 году стал кредит для Индии в размере 160
млн долларов на развитие энергетического сектора страны, при этом, даже
эта сумма предоставлена совместно со Всемирным банком. Усилия
российского правительства могут позволить получить инвестиции для
строительства инфраструктуры в 2018 году, однако понять, насколько
существенным будет объем этих инвестиций, пока понять сложно, считает
Андрей Коптелов.
Международные азиатские инвестиционные банки при их создании в
2014-2015 г. сравнивали по значимости для АТР с появлением МВФ и
Всемирного банка. АБИИ и НБР имеют капитал соответственно 100 млрд и 20
млрд долларов, напоминает ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман.
Они нацелены на аккумулирование ресурсов для совместных
межгосударственных проектов на Дальнем Востоке, прежде всего
российско-китайских. Перспективны инвестиции в транспортную
инфраструктуру, энергоэффективные объекты.
Потребность в этом действительно огромна. Освоение колоссальных пространств нуждается в очень больших и «длинных» деньгах.
В 2016 г. появились первые кредиты на четыре проекта НБР в области
возобновляемой энергетики. Однако пока развитие банков происходит как в
пословице - медленно запрягают, считает эксперт. Причины небыстрого
продвижения деятельности, по его мнению, в частности, в том, что
инвестбанки нацелены на надёжные качественные проекты, приносящие
прибыль, защищённые госгарантиями. В условиях кризиса обеспечить это
бывает затруднительно. НБР говорит о том, что хотелось бы увидеть больше
хорошо подготовленных и экономически обоснованных предложений. Кроме
того, существует определённая конкуренция между проектами. Например, в
АБИИ есть склонность к тем из них, которые отвечают интересам Китая.
Пекин имеет право вето при их отборе.
В связи с этим перспективны инвестиции, отвечающие стратегии Китая
«Один пояс. Один путь», полагает Марк Гойхман. Для Поднебесной важно
задействовать огромные строительные мощности страны, теряющие спрос.
Таким проектам соответствует, в частности, строительство
российско-китайских транспортных объектов. Остаётся надеяться, что после
проработки всех текущих вопросов банки приступят ко второй части той же
поговорки – «быстро едут»…