На Урале костяк группы динамично растущих средних фирм составляют продавцы, металлурги и пищевики, осваивающие внутренний рынок
АЦ «Эксперт» представляет итоги десятой волны исследования динамично
растущих средних предприятий Урало-Западносибирского региона. Феномен
стремительно развивающихся компаний (так называемых «газелей») наш
медиахолдинг начал изучать в далеком 2008-м. Очарованные идеями
американца Дэвида Бёрча и невиданным экономическим подъемом середины
2000-х, мы решили обратить пристальное внимание на опыт фирм, выручка
которых в 2003 — 2006 годах увеличивалась минимум на 30%. Таковых
оказалось чуть больше сотни. Улов небольшой, но зато какой — сплошь
инноваторы с горящими глазами. Следующие пять лет мы упорно пытались
убедить себя в том, что энергия «газелей», их модернизационный потенциал
могут обеспечить структурный сдвиг экономики. С каждым годом делать это
было все сложнее. В итоге мы поняли: пока быстрорастущие средние
компании — прекрасный пример для подражания, экзотика, но не явление.
Однако наша любовь к успешному среднему бизнесу (под ним мы понимаем
фирмы с выручкой 400 млн — 20 млрд рублей) не охладела. Мы по-прежнему
полагаем, что именно этот класс компаний определяет настоящее и будущее
любой национальной экономики.
Исходя из двух этих посылов, мы снизили минимальную планку по
ежегодному приросту доходов компаний до 15%. Другим принципиальным
изменением стало добавление в поле рассмотрения торговых и
аффилированных с госструктурами фирм. Опыт показывает, что первые
нередко превращаются в крепких производственников, вторые — в
рыночников.
Главным источником информации о деятельности предприятий для нас была
база данных СПАРК. К сожалению, исчерпывающие данные за предыдущий год в
ней появляются лишь к концу августа. Потому в своем исследовании мы
будем оперировать цифрами за 2011 — 2015 годы.
Красиво плывут…
Средних фирм, росших последнюю четырехлетку не менее чем на 15%, мы
обнаружили 140 (для понимания, всего в макрорегионе зарегистрировано
2,75 тыс. средних компаний). Их совокупный доход без поправки на
инфляцию увеличился в шесть раз и в 2015-м составил 301,2 млрд рублей.
Мы не могли отказать себе в удовольствии и все же пересчитали
поголовье истинных «газелей» (плюс 30% четыре года к ряду). Их оказалось
43, выручка таких фирм по итогам 2015-го достигла 93 млрд рублей. Это в
11 раз (!) больше, чем в 2011-м. Весь уральский средний бизнес за тот
же период прирос всего на 33% с 3,9 до 5,2 трлн рублей.
Динамичные компании почти поровну распределились по стратам: выручка
36% из них в 2015 году находилась в диапазоне 400 — 800 млн рублей, 33% —
800 млн — 2 млрд рублей, и 28% — от 2 до 10 миллиардов. Более 10 млрд
рублей заработали всего четыре фирмы (что ожидаемо).
Десятая часть исследуемых нами фирм обеспечила 42% совокупной
выручки. В 2011 году этот показатель составлял 36,2%. В целом разница не
такая уж заметная. И объясняется довольно просто: бизнес растет. Так,
пять лет назад мы не нашли ни одного динамичного предприятия с доходом
выше 10 млрд рублей.
Если мы вновь сузим рамки до настоящих «газелей», то обнаружим, что
42% из них в 2015-м показали выручку в интервале 400 — 800 млн рублей.
Все логично на ранней стадии развития, как правило, растут быстрее.
Среди 140 компаний выборки наиболее мощный рывок по доходам за четыре
года сделали компания «Северэкосервис» (занимается сбором и утилизацией
отходов, ее выручка увеличилась со 102 тыс. до 677 млн рублей, а также
два оптовых продавца — торговый дом «Европа» (рост с 383 тыс. до 1,47
млрд рублей) и «Изида» (787 тыс. — 1,29 млрд рублей). В арьергарде —
производитель молока «Новопышминское» (бросок с 189 до 422 млн рублей),
металлотрейдер «Русские медные трубы» (551 млн — 1,2 млрд рублей) и
машиностроительное предприятие «Лысьванефтемаш» (651 млн — 1,3 млрд
рублей).
Анализ показывает, что динамично растущие фирмы закредитованы
сильнее, чем средний бизнес целом. Медианная доля займов в выручке
первых в 2015 году составляла 8,3%, а второго — 6,8%. Любопытно, что 140
исследуемых компаний обходят все остальные только в долгосрочном
сегменте. В краткосрочном показатели примерно равны: 4,6% и 4,7%
соответственно. Ранее мы фиксировали обратный тренд. Но тогда, повторим,
в выборке не было торговцев и аффилированных с государством и
холдингами компаний.
Несколько слов об экспорте. В 2016 году продукцию за пределы России
вывозила 501 средняя уральская компания. В деньгах это 5,3 млрд
долларов. Однако среди динамично растущих компаний экспортеров не
обнаружено. Пока все они ориентированы на внутренний спрос (по крайней
мере, те, что продают материальные товары; компании, оказывающие услуги,
по базе ФТС отследить довольно сложно).
Медианное значение рентабельности по валовой прибыли у динамично
растущих компаний по итогам 2015 года составило 4,24%, по чистой — 3,45%
(в 2011-м — 1,52% и 1,26% соответственно).
В целом по среднему бизнесу показатели существенно ниже. По валовой
прибыли рентабельность четыре года колебалась в районе 2%, по чистой — в
диапазоне от 1,4% до 1,9%.
…Группы в полосатых купальниках
Почти 85% динамичных компаний являются частными (на них приходится
77,6% совокупной выручки выборки). Доля государственных и муниципальных
фирм — 2,8%, иностранных и совместных предприятий — 12,8%. Среди
«газелей» аффилированных с властями организаций нет, а к заграничной и
совместной собственности относятся 18,6%. Эти же показатели по всем
средним компаниям — 5,1% и 11,2% соответственно. Далеко идущие выводы из
этих цифр делать вряд ли стоит. Однако они — бальзам на душу экспертов,
которые доказывают, что частный сектор в нашей стране (особенно с
иностранным участием) эффективнее государственного.
В отраслевом разрезе пятая часть совокупной выручки динамично
растущих компаний (59,5 млрд рублей) приходится на розничную торговлю,
еще 16,8% (50,7 млрд рублей) — на оптовую. Всего продажами занимаются 51
из 140 фирм. В пятерку крупнейших отраслей также входят металлургия и
металлообработка (12,2%), производство пищевых продуктов и табачных
изделий (10,8% совокупной выручки), машиностроение (6,6%).
Прирост совокупной выручки динамично растущих компаний сферы
розничной торговли с 2011 по 2015 год составил 486%, оптовой — 510%.
Металлургия выросла в 11 раз, машиностроение — в 12.
Среди «газелей» картина следующая: розничная и оптовая торговля —
18,5% и 18,1% соответственно. На третьей позиции — машиностроение
(16,5%), представленное лишь компанией «СТМ-Сервис», входящей в холдинг
«Синара — Транспортные машины». Далее идут металлургия и
металлообработка (10,9%), за ними — строительство (8,2%).
В целом по среднему бизнесу наибольшую долю по выручке имеет оптовая
торговля (19,5%). На второй позиции — металлургия и металлообработка
(10,1%), на третьей — строительство (8,8%), на четвертой — добыча
полезных ископаемых за исключением нефти и газа (7,2%). Замыкает пятерку
крупнейших отраслей химическая промышленность (6,7%).
В региональном разрезе лидером по количеству динамичных компаний
является Свердловская область. Здесь их обнаружено 37 (26,5% от общего
числа). Затем идут Тюменская и Челябинская области — 28 (20%) и 25 (18%)
соответственно. В принципе это соотносится с данными по всем
зарегистрированным средним фирмам. Например, на Среднем Урале их 653
(23,8%), а на Южном — 399 (14,5%).
С «газелями» картинка иная. 14 из них имеет свердловскую прописку.
Это почти треть всего поголовья. Ближайший конкурент — Тюменская область
— может похвастаться всего восемью подобными предприятиями.
Самая высокая доля динамичных компаний в общем количестве средних
фирм зафиксирована в Курганской области (почти 10%). Самый низкий
процент — в Удмуртии (3,7%).