Осенью министерство финансов Украины попробует вернуться на
международные рынки заимствований. Как передает RNS, стране надо вернуть
кредиторам 14 млрд долларов к 2019 году. И искать деньги она начнет с
тестовой продажи 1 млрд долларов евроолигаций. Но найти покупателей на
рисковые ценные бумаги она сможет только за счет высоких процентов, что в
дальнейшем ударит по бюджету страны.
«Ключ к выплате — это выход на рынок в благоприятных условиях. Мы
планируем выйти на рынок уже этой осенью. Очевидно, что получить
благоприятные условия можно лишь в том случае, если ты показываешь
прогресс в осуществлении реформ, прогресс в программе сотрудничества с
МВФ. Мы должны сфокусироваться на том, что мы можем сделать внутри
страны», — заявил министр финансов Украины Александр Данилюк.
Впрочем, Украина также попытается получить деньги от Международного
валютного фонда, хотя чтобы получить эти деньги, правительству
необходимо провести пенсионную реформу и разработать законы для открытия
рынка земли. «Необходимо выполнить эти требования. Пенсионная реформа
необходима, по сельхозземлям, необходимо передать неэффективные
госпредприятия в частное управление. Это надо выполнить, чтобы получить
следующий транш», — сообщил Данилюк.
Решение Украины о выходе на внешние рынки с бумагами для
финансирования госдолга вполне закономерный сценарий, указывает Роман
Паршин, генеральный директор ИК «Форум». По его словам, Украина почти
исчерпала свои возможности по привлечению траншей финпомощи фондов и со
следующего года она должна не только брать но и начинать отдавать долги,
только в пользу МВФ она должна вернуть 4 млрд долл. Разумеется, эти
деньги она должна где-то найти и выход на внешние рынки – один из верных
путей. С другой стороны для того чтобы привлекать, необходимо
демонстрировать системный рост экономики, бороться с инфляцией и, что
самое сложное в современной истории Украины, - реализовывать в жизнь
требования кредиторов по непопулярным реформам – в этом году это
повышение пенсионного возраста и реформа по сельскохозяйственным землям.
Один из серьезных минусов в плане внимания инвесторов – высокие риски
выставляемых Украиной предложений. Страна, объясняет эксперт,
продолжает находится в ситуации политической нестабильности,
общественность фактически расколота, поскольку несмотря на все попытки
демонстрировать единение, почти половина общества не одобряет ни
проводимые реформы, ни разрыв экономических и политических
взаимоотношений с Россией. В подтверждении реальные цифры о состоянии
экономики – с 2014 года национальная валюта серьезно девальвировала,
если раньше за доллар отдавали 8 гривен то сейчас 26, стоимость
коммунальных услуг выросла в три раза, только за воду жители отдельных
областей платят уже на 28% больше, продукты питания подорожали на 30%, а
о росте зарплат бюджетники и средний класс уже давно не слышали.
Прибавим сюда регулярное внедрение реформ, требуемых МВФ и получим к
2019 году волну объективно недовольной общественности перед которой
стоит задача переизбрать Порошенко на второй срок. Во всяком случае
Украинским властям необходимо показать лояльность общества к власти,
чтобы доказать правильность реализуемой политики и получать новые
транши.
Теперь вернемся к вопросу долга, говорит Роман Паршин. За несколько
лет Украина планирует вернуть 14 млрд долл внешним кредиторам, причем
это должно произойти до президентских выборов. При этом большая часть –
11 млрд долл должна быть выплачена из бюджета, который в свою очередь
пополняется за счет траншей извне. Чтобы начать привлекать средства
украинское правительство хочет начать с малого и выпустить еврооблигаций
на 1 млрд долл, которые должны спровоцировать, судя по всему
фантастический интерес с высокорисковым бумагам и привлечь 14 млрд долл
за два с половиной года, на мой взгляд, это крайне самонадеянно, так как
инвесторы сейчас не любят рисковать. Скорее всего, Украина в лучшем
случае сможет привлечь до 30% от заявленных прогнозов и ее долговая
нагрузка будет продолжать расти.
Напомним, что по данным Минфина госдолг составляет более 50% ВВП –
67% по валютным займам, за 4 месяца текущего года долговые обязательства
уже выросли на 3,5 млрд долл. Т.е это опережающий рост и даже если
заимствовать активно, при таком состоянии экономики, долги будут все
равно опережать интенсивность их погашения. И очевидный выход здесь как
ни банально – пресловутое рефинансирование, т.е за счет нового долга
погашать старые. Это как будто бы и соблюдение требований кредиторов и
демонстрирование своей полной покорности ситуации полной зависимости от
воли ЕС. Увы, здесь ничего нового не произойдет.
Ситуация с растущим снижением транзита по украинской ГТС только
усугубит проблемы, уверен Паршин. Поскольку скоро Украина лишится
серьезного донора в лице Газпрома – сохранение транзита до 15 млрд кубов
фактически удушит эту линию стабильных доходов. Что же касается
требований РФ к Украине о погашении облигационного займа на 3 млрд долл,
то конечно же, Украина будет откладывать этот вопрос на столько, на
сколько это возможно, поможет им в этом возможность подача апелляции по
оспариванию решения высокого суда Лондона, который принял сторону
российской стороны. Между тем если все же спор дойдет до финала и Россия
окажется правой, сумма процентов к долгу и требования по обязательствам
еще больше усугубит положение Украины.
Положение экономики Украины тяжелое, и связано это, собственно, даже
не с абсолютным размером долга страны — по отношению к ВВП он занимает
всего до 70%, а в мире живут и развиваются страны с гораздо большим
уровнем долга, 100-120% к ВВП, и они стабильны в своем развитии,
добавляет генеральный директор МФК «Мани Фанни» Александр Шустов. В
стране низкая производительность труда, низкий уровень производимого
прибавочного продукта, и приходится продавать сырье (тот же
лес-кругляк), чтобы финансировать текущие расходы.
Требования, которые предъявляет властям Украины МВФ, провести
конкретный ряд реформ, например, пенсионную реформу, реформу рынка земли
— это, в целом, разумный путь модернизации экономики, который, при
должном уровне сплоченности населения и властей мог бы привести к
экономическому росту любую небольшую европейскую или азиатскую страну,
окажись она на месте Украины. Но отсутствие некого единого общественного
договора привело к тому, что реформы не являются целью преобразований,
целью является получение очередного транша от МВФ, реформы превращаются в
товар (кстати, некачественный, они плохо работают), а транш — в цену
этого товара. И цикличность поступления траншей порождает зависимость,
как любая безвозмездная помощь (уверен, МВФ хорошо понимает, что вернуть
эти кредиты в срок ему не удастся, он на это и не рассчитывает).
Переходя к размещению еврооблигаций, отмечает Шустов, можно
подытожить: это точно такое же заимствование, как и прежде у МВФ,
России, других стран, только упакованное в формат ценной бумаги с
большой доходностью. Поскольку ценная бумага — это немного обезличенный
инструмент, для кого-то из мировых инвесторов она может показаться
интересной, особенно с доходностью 10% годовых, у многих будет мысль: «а
почему бы не рискнуть?».
Риски они при этом будут представлять слабо, ведь кто хочет оценивать
вероятность дефолта, котора составляет не менее 40-50% в настоящий
момент? А доходности, уверен аналитик, будут привлекать. То есть это
поиск таких инвесторов, или фондов, которые готовы рисковать, потому что
соседние страны уже не готовы рисковать, предоставляя займы Украине.
Этот план может сработать, и на мировых рынках, наверное, найдется 1-2
млрд долларов, которые будут обменяны на эти еврооблигации. Тем более
что сейчас на финансовых рынках есть несколько пузырей, таких как
криптовалюты, например, и спекулятивного капитала много, он ищет, куда
переложиться.