На сегодняшний день внешняя конъюнктура относительно благоприятна,
бюджет получает незапланированные нефтегазовые доходы, и велик соблазн
воспользоваться этим и нарастить бюджетные расходы, чтобы подогреть
внутренний спрос. Однако, уверен министр финансов Антон Силуанов,
поддаваться этому искушению ни в коем случае нельзя. Цены на нефть могут
опуститься ниже 40 долларов, и тогда пригодятся резервы, заявил министр
в колонке на РБК.
По мнению Антона Силуанова, нужно сначала прийти к бездефицитному
бюджету, вновь накопить резервы, и только потом можно начать увеличивать
финансирование приоритетов, считает министр. «Мы слышим такие
предложения от ряда экспертов. Идея воспользоваться благоприятной
конъюнктурой и направить средства на стимулирование внутреннего спроса,
с моей точки зрения, опасна для бюджетной и макроэкономической
стабильности, которая является фундаментом для роста ВВП. Бюджет
не может быть устойчивым тогда, когда исполнение его расходных
обязательств зависит от внешнеэкономической конъюнктуры», — пишет
Силуанов. Особенно это важно, когда «есть риски изменчивости динамики
цен на нефть».
Сейчас нефтегазовые доходы, которые бюджет получает от превышения
нефтяных цен над уровнем 40 долларов, откладываются в сторону и в 2018
году будут зачислены в Резервный фонд. Фактически это переходное
бюджетное правило, а постоянное должно заработать с 2019 года. «Крайне
важно сейчас законодательно закрепить "бюджетные правила”
в представленной Минфином редакции, с тем чтобы иметь возможность
пополнять Резервный фонд на время действия соглашения о заморозке добычи
стран — производителей сырья», — пишет Силуанов.
По мнению министра, если мы сегодня не поддадимся искушению «проесть»
дополнительные доходы, то уже к 2020 году сможем получить полностью
сбалансированный бюджет и начать увеличивать финансирование приоритетов
за счет гораздо более качественных, устойчивых доходов, рост которых
оценивается не менее 0,5 трлн руб. в год. А резервы на финансирование
приоритетов можно изыскать не в конъюнктурных доходах и не в повышении
налоговой нагрузки, а в расширении налоговой базы посредством снижения
теневого сектора экономики («налоговый маневр»).
Есть достаточно большое количество причин думать, что мы находимся в
самом конце сырьевого суперцикла, который должен был закончиться еще в
2008 году вместе с первым в текущем тысячелетии крупнейшим падением
нефтяных котировок, отмечает аналитик социальной сети для инвесторов
eToro в России и СНГ Михаил Мащенко. И, по его словам, осознание данного
факта должно давать стимул для дальнейших действий и создания
диверсифицированной, конкурентоспособной и современной финансовой
системы.
Главное помнить, полагает эксперт, что догмы, работавшие в прошлом,
уже давно были переосмыслены, и если современные экономисты в чем-то
сходятся, то это в необходимости увеличения прослойки среднего класса и
сопутствующего ему росту внутреннего спроса. Слабая платежеспособность
людей делает нерентабельным увеличение производственных мощностей и
объемов выпуска товаров и услуг, что конечном итоге приводит к падению
уровня ВВП. Конечно, роста экономики можно добиться и через увеличение
экспорта продукции в другие страны, но длительное время это продолжаться
не может.
Примером может служить Китай: израсходовав все возможности
дальнейшего роста за счет торговли с остальным миром, правительство КНР
целиком сфокусировалось на повышении внутреннего спроса. Что касается
России, то ориентация экономики на сырье и практически полное отсутствие
других конкурентоспособных отраслей в нынешней ситуации делают
внутренний спрос единственным фактором, который может привести к
дальнейшему росту ВВП.
Базовые проблемы российской экономики можно сформулировать так:
зависимость от цен на нефть и низкая производительность труда, причем
оба этих фактора взаимосвязаны, указывает генеральный директор компании
«Мани Фанни» Алексадндр Шустов. В таких условиях можно предпринимать
разные «маневры», но система все равно остается неустойчивой, какая бы
программа не принималась. По моим оценкам, не исключен и сценарий 30
долларов за баррель нефти сорта Brent, при котором бюджетникам снова
придется отказаться от роста зарплат, и, наверное, даже несколько
потерять от текущего уровня. И защитить Россию от снижения цен на нефть,
а бюджетников — от сокращения зарплат — не может ни одна экономическая
или политическая сила в мире.
Второй фактор — производительность труда — более гибки, продолжает
аналитик. Он способен от текущего уровня вырасти как минимум в 2-2.5
раза, тогда производительность труда в России примерно сравняется с
производительностью труда в развитых странах. Для этого нужно: наемным
работникам и предпринимателям дать мотивацию, надежду на улучшение
делового климата, освободив от множественных проверок и снизив налоги. А
вторая часть этой реформы должна быть направлена на сокращение аппарата
чиновников, данные о численности которых в настоящее время засекречены,
поэтому о размерах этой прослойки можно только догадываться: наверное,
это около 1,5 млн человек, или около 2-3% рабочей силы. Это в полтора
раза больше, чем в развитых странах и в 2.5 раза больше, чем в
развивающихся. Нужно понимать, что чиновники вместе с силовыми
ведомствами составляют так называемый непроизводительный класс, и это на
фоне того, что все остальные занятые тоже очень неэффективно работают.
И еще один фактор — стареющее население, где на одного работающего
приходится в среднем 2 пенсионера и 1 чиновник или силовик. А в будущем —
нагрузка на занятых будет еще больше, поэтому, других способов
стимулировать рост экономики, кроме как поднимая производительность
труда, не существует. Растущая же производительность труда обеспечит и
рост зарплат, и расширение сектора услуг, и рост налоговых отчислений в
бюджет — словом, все, чего в правительстве хотят добиться с помощью
субсидий и индексаций. А условием для реформ в экономике является
принцип соревновательности и конкуренции в политике, и, если он победит,
можно будет перестать быть сырьевой страной и стать технологической,
индексировать пенсии и зарплаты, не вытаскивая эти средства из резервов,
а потому, что есть бюджетный профицит. По мнению Шустова, при
реформировании экономики нужно стараться отказываться от субсидий,
прививая каждому участнику экономики самостоятельность, и, вместе с ней —
веру в собственные силы.
Индексацию зарплат на 5-10% через год-два съест инфляция, которая
составляет от 4% до 10% в год. Растущие налоги - отнимут остальное.
Экономического смысла в индексации нет, но есть политический. Силуанов,
говорит Алексадндр Шустов, очевидно, лавирует между разными
политическими течениями, выбирая тот вариант программы, который, по его
мнению, может быть услышан, и очень хорошо, что у него есть возможность
высказывать альтернативную точку зрения, это тот самый принцип
соревновательности.