Рост продаж грузовиков в России продолжается.
Однако при этом, впервые за последние месяцы, на фоне укрепления рубля
начала снижаться доля продаж российских автопроизводителей.
Российский рынок грузовиков продолжает разгон: по данным
аналитического агентства «Автостат», по итогам апреля этого года он
вновь существенно подрос: на 35% по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года, до 5,9 тыс. единиц. Напомним, что в этом году продажи
грузовиков растут особенно бурно. При том, что по итогам ушедшего года
весь рынок этих машин вырос на 4% (до 53,3 тыс.), в январе, феврале,
марте реализация грузовых авто в стране скакнула соответственно на 25%,
28% и 40%.
Причиной продолжающегося разгона рынка его участники видят
необходимость для компаний обновлять свой парк. «Сегодня мы видим, что
грузооборот во многих сегментах продолжает увеличиваться,
соответственно, требуется больше транспорта для перевозки грузов. –
указывает Дмитрий Иевлев, генеральный директор транспортного парка
логистической компании «ПЭК». - Два года назад из-за роста валюты и, как
следствие, увеличения стоимости автомобилей и комплектующих к ним
многие владельцы автопарков остановили закупки машин "до лучших времен”.
Но уже в прошлом и в текущем году, после некой стабилизации рынка и
постепенного роста тарифов на услуги, транспортные компании продолжили
обновлять свои парки».
Лидерами на рынке грузовиков по-прежнему остаются российские
автопроизводители: КАМАЗ и ГАЗ вместе по итогам апреля занимают 48% всех
продаж. Однако ушедший месяц стал примечателен тем, что продажи у
многих иностранных компаний выросли гораздо больше среднерыночных
показателей, вследствие чего рыночная доля российских автопроизводителей
сокращается. Если КАМАЗ по итогам апреля увеличил продажи на 27% (2,2
тыс.), а у ГАЗа реализация и вовсе упала на минус 15% (614 шт.), то у
марки Volvo, например, продажи скакнули на 202% (378 шт.), у Isuzu на
117% (350 шт.), Mercedes аж на 557% (342 шт.), Scania на 128 (292 шт.).
Главный причиной столь сильного ускорения продаж иномарок наблюдатели
называют укрепление курса рубля, в результате чего цены на импортную
технику становятся не такими «кусачими». «Стабилизация курса сделала
импорт привлекательным. Качество и остаточная стоимость импортной
техники выигрывают в сравнении с российской, поэтому увеличились продажи
иностранных поставщиков», - говорит Олег Гребенько, генеральный
менеджер по транспорту холдинга AsstrA.
В ближайшие месяцы вполне вероятно, что рост продаж иностранных
грузовиков продолжится. Впрочем, вредя ли они смогут «откусить» большую
долю у российских лидеров. «Российские производители грузовой техники
для поддержания высокого спроса на отечественную продукцию непрерывно
модернизируют текущий модельный ряд. К примеру, КАМАЗ 5490, выпущенный в
2017 году, имеет гораздо больше положительных отзывов довольных
владельцев, нежели 3 года назад, - говорит Эдуард Миронов, старший
менеджер по закупкам транспортных услуг FM Logistic. — Поэтому ухода на
вторые позиции лидера в лице КАМАЗа в обозримой перспективе ждать не
стоит. Сторонники зарубежных производителей
Volvo, Scania, Mercedes также останутся на привычных для себя машинах.
Существенное влияние по потребительские предпочтения собственников
транспорта, изъявивших желание обновить технику или расширить автопарк,
могут оказать изменение валютного курса, резкое ухудшение качества
российских или иностранных автопроизводителей, технологический прорыв в
автомобилестроении. Но текущая ситуация ни одного подобного фактора не
предвещает».