«Цена барреля может достичь $100 и даже выше»
Нефтяные котировки еще могут вернуться к отметке $100 за
баррель, но для этого необходимо, чтобы мировые запасы нефти существенно
снизились. Этот оптимистичный сценарий обрисовал в интервью «Газете.Ru»
Шакил Бегг из Thomson Reuters. При пессимистичном же раскладе цены
могут вновь упасть до $30–40 за баррель, считает эксперт.
Высокая волатильность нефтяных цен в последние месяцы; ожидания,
связанные со встречей ОПЕК и очередным решением о сокращении добычи;
энергетическая политика США — факторы, влияющие на нефтяные цены, от
которых зависит российский бюджет. «Газета.Ru» побеседовала о
современном нефтяном рынке и его рисках с глобальным руководителем
подразделения по исследовательским проектам и аналитике в нефтяной
отрасли Thomson Reuters Шакилом Беггом.
— Мистер Бегг, какие основные факторы сейчас влияют на нефтяной рынок и на цены?
— Сейчас это прежде всего объемы и динамика добычи как в странах
ОПЕК, так и у независимых производителей. Особую роль играет рост добычи
нефти в США. Также влияют ожидания, связанные с решением о продлении
договоренности о снижении добычи. Кроме того, важным фактором является
изменение объемов глобальных запасов нефти. Причем как в странах,
входящих в организацию ОЭСР, так и в странах, не входящих в нее. Менее
значимые драйверы: темп экономического роста в различных странах мира и
изменение процентных ставок.
— Превышает ли сейчас предложение спрос на мировом рынке? И каков уровень мировых запасов?
— Предложение сейчас превышает спрос примерно на 1 млн баррелей в
сутки — это весьма существенный уровень. Также на высоком уровне
находятся глобальные нефтяные запасы, но мы ожидаем, что в ближайшие
несколько месяцев разрыв между спросом и предложением сократится, так
как будет расти сезонный спрос нефтеперерабатывающих предприятий на
сырую нефть.
— А что нужно для того, чтобы рынок полностью сбалансировался, спрос равнялся предложению?
— Необходимо снижение тех же глобальных запасов и, главное, более
активное сокращение физической добычи, причем не только в странах ОПЕК.
Сейчас есть сомнения в том, что соглашения о снижении добычи,
заключенные в ноябре прошлого года, полностью исполняются. Как считают
аналитики Thomson Reuters, во многих странах, подписавших соглашение,
добыча и до него могла быть ниже официально заявленных уровней. То есть
соглашение просто позволило привести декларируемые цифры в соответствие с
реальной добычей, а реального же снижения не было
Если спрос и предложение выровняются, цена барреля может достичь $100
и даже выше. Но нужно понимать, что рынки действуют согласно ожиданиям.
И для роста цен необходима уверенность в том, что добыча и мировые
запасы действительно сократятся. Если же нависание предложения над
спросом сократится до значения менее 500 тыс. баррелей в сутки, цена
уйдет выше $60 за баррель. По нашим оценкам, такое сокращение разрыва
возможно в 2018 году.
— Какие прогнозы по встрече ОПЕК?
— Наш базовый сценарий: соглашение о сокращении добычи будет продлено
еще на полгода. Это наиболее вероятный вариант, хотя не исключено, что
срок будет большим. Также вероятно, что сокращение не будет эффективным,
если к нему не присоединятся страны, для которых в ноябрьском
соглашении были сделаны послабления: Иран, Ливия и Нигерия. В частности,
у Нигерии есть потенциал по увеличению добычи и ухудшению баланса
спроса-предложения
— Но ведь невозможно постоянно поддерживать сокращение
добычи, рано или поздно от него придется отказаться. Когда это может
произойти? Ведь тогда добыча вновь пойдет вверх, а цены, напротив, будут
опускаться?
— Такой сценарий реалистичен. Но добывающие страны стараются тянуть
время в надежде на рост мирового спроса, который должен, что называется,
«подтянуться». Тогда, к моменту отказа от сокращения добычи, это
решение уже не окажет негативного эффекта. Это, кстати, может произойти,
так как сохранение низких цен в течение длительного времени стимулирует
спрос.
Однако низкие цены в то же время имеют ограниченный эффект на
стимулирование спроса, особенно в странах – членах ОЭСР, учитывая
повышение эффективности потребления энергии и диверсификацию
потребления. Возможный рост может произойти на развивающихся рынках,
которые с высокой степенью вероятности сократят субсидии, которые
включены в стоимость энергоносителей, что также ограничит положительный
эффект от низких цен.
Если же спрос не вырастет, среднегодовая цена на нефть может оказаться в диапазоне $30–40, возможно, $30–45 за баррель.
— Недавно крупнейший в мире нефтетрейдер VITOL заявил, что в
текущей ситуации, пока к соглашению не присоединятся Китай, Индия и
особенно США, все эти договоренности не имеют смысла. Что вы думаете по
этому поводу?
— В целом мы с этой точкой зрения согласны. Влияние соглашения на
цены в первом полугодии оказалось весьма незначительным. Если бы США с
самого начала присоединились к нему, цены, весьма вероятно, достигли
бы $60 за баррель, а возможно, и перешагнули этот уровень. И если Штаты
присоединятся сейчас и добыча начнет реально сокращаться, мы опять-таки
можем увидеть движение котировок к $100. Но это крайне маловероятно. На
американском рынке основную роль играют частные компании, которые нельзя
контролировать. У частных нефтяных компаний в США свои
разнонаправленные интересы, поэтому вряд ли они придут к консенсусу и
организованно скажут: «Да, мы хотим сократить добычу»
Кроме того, не следует забывать, что благодаря развитию технологий и
инфраструктуры в США значительно снизился уровень безубыточности добычи
на сланцевых месторождениях. Сейчас он в диапазоне $35–50 за баррель, в
зависимости от конкретного проекта. Понятно, что в Техасе, например, у
нефтяных компаний точка безубыточности будет ниже, там давно уже есть
вся необходимая инфраструктура. Особенно дешевой будет себестоимость
добычи у техасских компаний, работающих в нефтеносном бассейне Permian.
Когда Дональд Трамп пришел к власти, он одобрил строительство
трубопровода в Северной Дакоте. Это позволяет низкозатратным образом, по
трубам, перекачивать нефть из тех мест, где она добывается и откуда
раньше можно было вывезти только автоцистерной или по железной дороге, в
американские морские порты, откуда она идет на экспорт. Затраты на
транспортировку снизились в среднем примерно на $5 за баррель, что
открывает новые возможности для того же экспорта за счет экономии на
транспортировке.
— Кстати, глобальные планы Трампа по расширению добычи на
шельфе — говорит ли это о том, что теперь будет меньше добываться
сланцевая нефть на суше? Можно ли говорить о переориентации на шельф?
— Политика Трампа направлена на поддержание бизнеса, в частности
нефтяного. Трамп пообещал сделать США независимыми от внешних
поставщиков энергоносителей. То, о чем вы говорите, про шельфовое
бурение, это фактически дерегулирование, отмена ряда ограничений,
связанных с природоохранными вопросами. Но это отнюдь не значит, что
сразу увеличится количество разбуриваемых на шельфе скважин — просто
появилась такая возможность. Шельфовые проекты — высокозатратные и
требуют много времени, от выхода на площадку до реального результата
могут пройти годы.
Между прочим, факт, ускользнувший от внимания аналитиков и прессы: за
последний год опережающими темпами в США росла добыча в Мексиканском
заливе и других традиционных регионах морской добычи, и именно она
внесла решающий вклад в общий рост производства нефти в Америке, а не
континентальные «сланцевые» проекты.
В целом речь идет не о переориентации на шельф, а о диверсификации
добычи. Америка хочет добывать всеми возможными способами, стимулировать
добычу.
— В ближайшие годы в Америке прогнозируется не просто рост
добычи, а даже «новый виток сланцевой революции», новые рекорды. Куда
пойдет вся эта нефть и чем это может грозить мировому рынку?
— Штаты еще в начале 2016 года ослабили ограничения на экспорт сырой
нефти. Это было продиктовано тем, что американские потребители не
справлялись с ростом добычи, вызванным развитием технологий и
инфраструктуры. Вопрос: сможет ли сейчас американский рынок переварить
новые объемы? Ответ: нет. По простой причине: американские НПЗ
оптимизированы под «тяжелую» высокосернистую нефть, и им сложно,
затратно, а иногда и невозможно переориентироваться на «легкую»
низкосернистую нефть, которая преимущественно и добывается в Америке
Инфраструктурный прогресс последнего времени упрощает экспорт этой
«легкой» нефти. Она идет на рынки Европы и начала поступать на рынки
Азии. И там и там уже много других игроков, например Россия со
своей Urals (кстати, РФ сейчас активно наращивает свое присутствие на
рынках Азиатско-Тихоокеанского региона). При этом ожидать сколько-нибудь
серьезного роста внутреннего спроса в США нельзя: технологии становятся
все менее ресурсоемкими и все более энергоэффективными. Значит, США
будут наращивать экспорт.
— И что это означает для мирового рынка?
— Обострится борьба производителей за потребителя, вырастет уровень
конкуренции. При этом Штаты смогут экспортировать больше нефти только в
одном случае: если их цена будет конкурентоспособна на мировом рынке.
Больше всех в данном случае пострадают поставщики из Западной Африки —
плюс ко всему у них есть сложности с регулярностью поставок, да и самой
добычи. Они не могут гарантировать поставки из-за нестабильности,
напряженности в регионе. Покупатели же, особенно на рынках АТР, будут в
выигрыше.
— Перейдем к России. На ваш взгляд, какие у России как игрока на нефтяном рынке сильные и слабые стороны?
— Плюсы в том, что в России есть много добывающих компаний, которые
сильны технологически, которые используют самые передовые технологии и
могут добывать нефть в труднодоступных условиях, например в Арктике.
Кстати, что касается технологий, в России, в отличие от той же Америки,
технология сланцевой добычи, гидроразрыв пласта, существует уже много
лет.
Кроме того, российские компании доказали, что они способны наращивать добычу даже в тяжелых экономических условиях.
Об этом, в частности, свидетельствует недавний пик постсоветской
добычи нефти (осенью прошлого года Россия вышла на уровень суточной
добычи в 11,2 млн баррелей в сутки, что стало рекордом со времен СССР. —
«Газета. Ru»). Кроме того, у России удобное географическое положение —
между рынками Европы и Азии — и она может его успешно использовать
благодаря развитой нефтяной инфраструктуре. Плюс к этому российская
основная экспортная марка нефти Urals является среднетяжелой сернистой
нефтью, а именно такая нефть, пожалуй, является самой популярной в мире,
и именно под нее оптимизированы как европейские, так и азиатские НПЗ.
Очевидные минусы заключаются в том, что российская экономика и российский бюджет сильно зависят от нефти и газа.
Второе — высокий уровень присутствия государства в нефтяной отрасли,
контроль правительства. По поводу второго пункта — это нельзя однозначно
назвать минусом; это и преимущество, и недостаток одновременно из-за
экономии на масштабе и защите от изменений цен на нефть в операционной
деятельности, с другой стороны, компании хуже подстраиваются или
реагируют на изменение цен.
— Кстати об Арктике. Имеет ли смысл при нынешних ценах
разрабатывать арктические недра, будут ли такие проекты рентабельными?
Опять же экологические риски — не слишком ли они велики?
— Конкретного ответа на вопрос «при каких мировых ценах стоит идти в
Арктику?» нет, так как пока нет данных о точке безубыточности для
различных проектов. Арктические проекты высокозатратны, именно поэтому
такие мейджоры мирового рынка, как Shell и ВР, ограничивают свои планы
по проектам в высоких широтах
С другой стороны, Россия уже доказала, что способна там работать
(«Газпром нефть» разрабатывает месторождение Приразломное на арктическом
шельфе. — «Газета. Ru»). Что касается конкретно российских компаний,
тут большую роль еще играют такие факторы, как оборудование: если оно
импортное и закупается за валюту, то как будет влиять динамика обменных
курсов?
Но главное, в долгосрочной перспективе компаниям — любым компаниям —
нужен даже не какой-то строго определенный уровень цен, им важна ценовая
стабильность. Арктические проекты занимают много времени, от старта
проекта до получения первой нефти может пройти пять, а то и десять лет.
Поэтому недропользователь должен быть уверен в длительном периоде если
не высоких, то хотя бы стабильных цен.
— И последний вопрос, об уровне цен. Каковы прогнозы Thomson Reuters по среднегодовой цене на нефть в 2017 и 2018 годах.
— Аналитическая команда Thomson Reuters и эксперты, участвующие в
опросах, предполагают, что среднегодовая цена может достигнуть $56 за
баррель Brent в текущем году и $60 — в следующем
источник
Рейтинг публикации:
|