Как
ожидается, визит премьер-министра Индии Нарендры Моди в Россию, а
затем, в начале июня, в Казахстан, для участия в саммите Шанхайской
организации сотрудничества (ШОС), приведут к сдвигу с мертвой точки
Международного транспортного коридора Север-Юг (МТСК) и других каналов
сотрудничества. Индия рассматривает эти проекты как средство расширения
своего влияния в регионе, где Китай уже "распростер свои крылья",
добиваясь с помощью инициативы "Один пояс, один путь" (ОПОП)
беспрецедентных возможностей сотрудничества с Европой.
Планируется,
что 1 июня Нарендра Моди и президент Росси Владимир Путин совместно
откроют торжественный автопробег из Санкт-Петербурга по маршруту МТСК.
Когда транспортный коридор сможет функционировать в полную силу, он
обеспечит значительно более эффективное транспортное сообщение между
Мумбаи и Санкт-Петербургом, что в свою очередь позволит реализовать
обширный неиспользованный экономический потенциал обоих регионов.
Помимо
ускорения реализации проекта МТСК, у Индии имеются широкие планы
сотрудничества с Евразией и странами Центральной Азии в рамках
китайского проекта ОПОП. Согласно результатам совместного исследования,
проведенного Институтом оборонных исследований и анализа и
Международным центром Ладакх, МТСК, в настоящее время проходящий через
иранский порт Бендер-Аббас, может быть связан также с портом Чабахар, в
расширении и модернизации которого Индия принимает участие в настоящее
время.
Согласно плану научного исследования, копия которого
оказалась в распоряжении газеты "The Economic Times", Нью-Дели также
рассматривает возможность связать МТСК с различными проектами в сфере
транспортного сообщения, предпринимаемыми пятью странами Центральной
Азии на региональном уровне. Исследование будет начато накануне поездки
Моди в Россию, где индийский премьер проведет ежегодную встречу на
высшем уровне и станет главным гостем Санкт-Петербургского
международного экономического форума.
"Теперь МТСК становится
реальностью. Проект модернизации порта Чабарах, запущенный в 2016 году,
будет дополнять программу МТСК. Индия также изучает вопрос о том,
каким образом транспортный коридор Чабахар может быть расширен для
сообщения с Центральной Азией за счет железной дороги
Иран-Туркменистан-Казахстан, маршрута Иран-Узбекистан-Казахстан, а
также транс-афганской железнодорожной магистрали (которая, возможно,
будет создана Ираном, Индией, Афганистаном и Узбекистаном)", – сказал
бывший посол Индии в Кыргызстане Фунчок Стобдан.
Кроме того,
Индия могла бы профинансировать создание 700-километрового участка
железнодорожного сообщения между Мазари-Шарифом и Гератом в
Афганистане, чтобы связать Центральную Азию с портом Чабахар. По
мнению Стобдана, это может обойтись не менее чем в 2 миллиарда
долларов. Узбекистан в состоянии построить эту дорогу.
Отсутствие
эффективного наземного транспортного сообщения представляет собой
серьезное препятствие для индийской торговли с евразийским регионом. В
настоящее время транспортировка грузом между Индией и Россией
осуществляется главным образом по морскому маршруту через Роттердам в
Санкт-Петербург.
Товары из Центрально-Азиатского региона
направляются через Китай, Европу или Иран. Маршруты через Китай и
Европу являются протяженными и дорогими, к тому же перевозки занимают
много времени. Таким образом, давно существует потребность в более
коротком, быстром и дешевом логистическом маршруте. В сентябре 2000
года индия, Иран и Россия подписали соглашение о международном
транспортном коридоре МТСК для содействия перемещению товаров через
Иран, Каспийское море и Астрахань (российский порт на берегу Волги
рядом с Каспийским морем) в Россию и соседние страны Евразии.
Благодаря
этому транспортному маршруту индийский экспорт мог бы получить
конкурентное преимущество из-за более низкой стоимости и меньшего
времени доставки. Исследования показывают, что такой маршрут мог бы
сократить время и затраты на доставку контейнеров на 30-40 процентов.
МТСК – это кратчайший мультимодальный транспортный маршрут, связывающий
Индийский океан и Персидский залив с Каспийским морем через Иран и
Санкт-Петербургом. Из Санкт-Петербурга существуют хорошие возможности
доставки грузов в страны северной Европы по территории России.
Оценочная пропускная способность этого коридора составляет 20-30
миллионов тонн в год.
К транспортному коридору "Север-Юг"
подключились 11 новых членов: Азербайджан, Армения, Казахстан,
Кыргызстан, Таджикистан, Турция, Украина, Беларусь, Оман, Сирия и
Болгария (в статусе наблюдателя). Китай создал масштабное автомобильное
и железнодорожное сообщение через некоторые из этих стран, что
облегчает доставку его товаров в Европу и наоборот. Индия сталкивается с
определенными проблемами в евразийском регионе. В настоящее время, по
словам чиновников, торговые компании и транспортные агентства
испытывают определенные практические трудности в трансграничной
торговле по этим маршрутам.
Источник перевод для MixedNews — Игорь Абрамов
Рейтинг публикации:
|