Как следует из высказываний руководства Центробанка и Федеральной
таможенной службы, российским властям удалось одержать победу над одной
из самых популярных еще с девяностых годов схем вывода капиталов из
страны – с использованием фирм-однодневок. К сожалению, это отнюдь не означает того, что сам процесс теневого перемещения активов удалось прекратить в принципе.
Охота на «мотыльков»
«Однодневки
– это инструмент для тех, кто не хочет светиться, а это, как правило,
именно чиновники или люди, имеющие опосредованное отношение к госслужбе»
По
данным ФТС, в 2016 году общий объем незаконных валютных операций по
выводу капитала из РФ с использованием фирм-однодневок сократился более
чем в 18 раз – со 170 до 9 миллиардов рублей. В первом квартале 2017-го
эта тенденция продолжилась: в сравнении с аналогичным периодом прошлого
года объем нелегальных трансграничных операций снизился более чем вдвое –
до 16 миллионов долларов.
О резком снижении масштаба подобных
операций недавно докладывала президенту и председатель ЦБ РФ Эльвира
Набиуллина. По ее данным, в прошлом году объем незаконного обналичивания
денежных средств в России составил более 500 млрд рублей, а общий объем
незаконного вывода средств за рубеж – 183 млрд рублей. Цифры,
безусловно, внушительные, но в 2013 году, когда Набиуллина возглавила
Банк России, масштабы обналички составляли 1,2 трлн рублей, а масштабы
вывода активов – 1,3 трлн рублей. «Сумма еще большая, тем не менее,
снижение в девять раз», – подчеркнула она.
Всё это можно считать
особо примечательным достижением государства, поскольку борьба с выводом
активов через однодневки велась с момента появления российских
налоговых структур в их нынешнем виде.
На первом этапе – в
середине прошлого десятилетия – налоговики предприняли значительные меры
для того, чтобы малые и средние предприятия как можно реже использовали
схемы с однодневками для обналичивания средств с целью уклонения от
налогов (например, через выплату зарплат в конвертах). Типовой принцип
был прост: реально действующая организация перечисляла значительные
суммы на счет однодневки (или, на сленге налоговиков, «мотылька») на
основании договора на оказание «липовых» услуг, после чего средства
забирались из кассы наличными в «правильном» банке-«закрывашке» (то есть
в таком банке, который мог обеспечить все закрывающие документы по
сомнительной сделке – в значительной части случаев предоставлением услуг
«обнальных контор» занимались сами банки). Комиссия за подобные
операции тогда составляла порядка 2–3%.
В ответ на это налоговики
стали явочным порядком выписывать штрафы в тех случаях, когда
обнаруживали факты переводов крупных сумм на счета «мотыльков» – в
середине прошлого десятилетия у налоговых органов уже были достаточно
серьезные базы данных и информационные системы, позволявшие отслеживать
сомнительных контрагентов. При этом оштрафованных предпринимателей
просто ставили перед фактом: не согласны со штрафом – идите в суд и
доказывайте, что «мотылек» оказал вам реальные услуги.
В результате пользоваться услугами «обнальных контор» для владельцев
малых и средних предприятий стало некомфортно: мало того, что легко
могли схватить за руку, так еще и комиссия за обналичку резко выросла.
Некоторые любители «серых» схем нашли выход в обналичивании средств с
использованием счетов ИП, аффилированных с их организациями, но масштаб
был несопоставим с выводом через сети «мотыльков».
Следующий этап
борьбы с однодневками начался с назначением Эльвиры Набиуллиной в ЦБ:
значительная часть банков, лишившихся лицензий за последние четыре года,
были прямо или косвенно вовлечены в вывод активов из России,
обналичивание средств и прочие махинации. Параллельно развернулась
кампания против чиновников, которые использовали схемы с однодневками.
Типичный пример – деятельность сахалинского губернатора Александра
Хорошавина.
«Можно предположить, что очень много фирм-однодневок
обслуживали интересы людей, так или иначе связанных с госслужбой, –
заявил газете ВЗГЛЯД независимый эксперт-экономист Александр Полыгалов. –
Обычному сравнительно крупному бизнесу по разным причинам
фирмы-однодневки не нужны, у него есть масса вполне легальных и менее
«грязных» возможностей выводить средства. Представить себе массу малого
бизнеса, который этим занимался по таким топорно-прямолинейным схемам,
сложно, особенно учитывая то, что наши правоохранительные органы
по-прежнему работают по «палочной» системе и каждый выявленный подобный
случай (а выявить их легко) для них идет в зачет. Однодневки – это
инструмент для тех, кто не хочет светиться, а это, как правило, именно
чиновники или люди, имеющие опосредованное отношение к госслужбе».
Эта
гипотеза находит подтверждение, если рассмотреть подробности громких
антикоррупционных дел последних месяцев. Например, обстоятельства скандальной стройки «Зенит-Арены»
в Санкт-Петербурге. Задержанный в ноябре прошлого года бывший
вице-губернатор города Марат Оганесян подозревается в организации
хищения более 50 млн рублей аванса по договору на поставку видеотабло
для стадиона как раз через фирмы-однодневки. Фигурирует данная схема и в
деле бывших топ-менеджеров госкорпорации «Ростех» Мурада Сафина и
Руслана Сулейманова, задержанных год назад при участии спецназа ФСБ и
Росгвардии – им вменяют в вину хищение у «Ростеха» более 800 млн рублей
под видом важных для обороноспособности страны контрактов, которые
заключались с фирмами-однодневками. Еще раньше, в середине 2015 года,
бывший замглавы Минрегионразвития РФ Роман Панов был признан виновным в
хищениях на 40 млн рублей в ходе подготовки саммита АТЭС-2012 во
Владивостоке – и опять через однодневки.
«Дела нескольких
арестованных губернаторов создают ощущение, что борьба с нечистыми на
руку чиновниками действительно началась, и это лишь видная всем стрельба
по «верхушкам», – комментирует Александр Полыгалов. – А еще ведь есть
почти не афишируемые перестановки в силовых структурах, которые также
могли «крышевать» однодневки. В результате они просто исчезли, поскольку
тем, кто пользовался их услугами, дали понять, что лучше обойтись без
такого рода действий, да и комиссия за эти операции стала гораздо выше,
учитывая возросший уровень риска. Кроме того, государством были сделаны
неформальные сигналы, аналогичные ситуации с оптимизацией налогов в ходе
дела ЮКОСа: те, кто идет нам навстречу и перестает заниматься теневыми
схемами, могут рассчитывать на индульгенцию, а с теми, кто с этим не
согласен, будет особый разговор по поводу происхождения их состояний. В
особенности это, скорее всего, коснулось чиновников и силовиков средней
руки».
Вывод не для всех
Предпринятые
государством меры по пресечению нелегального вывода средств из страны
находят отражение и в статистике оттока капитала из РФ, регулярно
публикуемой ЦБ и ФТС. По словам руководителя Аналитического центра
«Эксперт» Сергея Селянина, по статистике ЦБ видно, что чистый вывоз
капитала в 2016 году был в три раза меньше, чем в 2015-м, а в 2015-м – в
три раза меньше, чем в 2014-м. Если же опираться на данные ФТС, на
вывоз капитала через однодневки в 2015 году пришлось 5% от общего
объема, а в 2016-м уже 1% (при переводе рублей в доллары по
среднегодовому курсу).
Однако решительные удары по однодневкам и «схемным»
банкам отнюдь не означают, что каналы теневого вывода капитала удалось
перекрыть полностью. «Допускаю, что наши государственные органы
смешивают в одну кучу вывоз капитала и уклонение от уплаты налогов,
которое может осуществляться в том числе через трансграничные операции, –
заявил Сергей Селянин газете ВЗГЛЯД. – Например, есть такие каналы, как
банковские кредиты, межбанковские кредиты, бумаги нерезидентов. Как
известно, после отзыва лицензий у банков почти сто процентов их активов
оказываются утраченными. На конец 2015 года банки, ставшие банкротами в
2016 году, выдали юрлицам-нерезидентам 23 миллиарда рублей, 16
миллиардов было вложено в облигации нерезидентов, еще 23 миллиарда
размещено в банках-нерезидентах. Итого имеем порядка 60 миллиардов
рублей. Что это, как не нелегальный вывоз капитала?»
По словам
генерального директора Национальной юридической компании «Митра» Юрия
Мирзоева, с фирмами-однодневками при выводе активов из России сейчас
действительно практически никто не работает: и налоговики, и ФТС очень
хорошо их отслеживают. «Времена, когда использовали черные схемы,
прошли. Но, по моему субъективному мнению, вывод капитала намного меньше
не стал – просто усложняются его инструменты. Используют, например,
выплату роялти или другие выплаты – за используемый иностранный софт,
товарные знаки и так далее, причем нормальным фирмам, не однодневкам.
Много выводят и фирмы с иностранным капиталом, причем, скорее, даже
номинальным – через дивиденды», – рассказал он газете ВЗГЛЯД. Однако,
уточняет Мирзоев, в отличие от примитивных схем с «мотыльками», такие
инструменты доступны далеко не всем российским юрлицам – для их
использования требуется более технически продвинутый уровень организации
процесса.
Последний момент прекрасно понимают в Центробанке. Как заявил пару месяцев назад в интервью Reuters зампред
ЦБ Василий Поздышев, ни один финансовый регулятор в мире не проделывает
такую работу по выявлению фиктивных заемщиков, какую проделывает
Центробанк РФ. «Проводя наши финансовые расследования, мы поняли, что
имеем дело с целым бизнесом по созданию нереальных заемщиков. Это
услуга, которая продается банком. Создается большое количество
юридических лиц, оформляются договоры между ними – купли-продажи,
консалтинговых услуг, аренды, по всем этим юридическим лицам идут
финансовые потоки. Чтобы не было просрочек по кредитам и налоговым
платежам, специальные программы следят за тем, чтобы в нужное время
занять деньги у одного заемщика и перебросить их другому заемщику», –
рассказал Поздышев.
И хотя Эльвира Набиуллина в начале этого года
выражала надежду, что основная часть банков, замешанных в криминальном
выводе средств, уже лишена лицензий, несколько последних отзывов
(например, у банков «Образование» и «Информпрогресс», Международного
строительного банка и др.) свидетельствуют о том, что этот процесс
далеко не завершен.