Российское правительство собирается уделить особое внимание развитию
ТОР – так называемых территорий опережающего развития, которые основаны
в ряде субъектов нашей страны.
Медведев выделил средства на зоны опережающего развития
Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев
заявил, что на развитие ТОР из федерального бюджета в ближайшие годы
планируется потратить 30 млрд рублей, а еще 20 млрд рублей будут
направлены на эти нужды из других, на этот раз уже внебюджетных
источников.
Кроме того, премьер отметил, что правительство на сегодня потратило
на ТОР порядка 4,5 млрд рублей, причем на эти средства уже строятся
дороги и коммунальная инфраструктура.
Примечательно, что такое заявление Медведев сделал в рамках совещания
по результатам работы по созданию и развитию ТОР в регионах Дальнего
Востока в период 2015-17 годов.
Интересно, что стратегия целевого развития отдельных субъектов России
применяется Москвой еще с девяностых годов, но нельзя пока сказать, что
все эти зоны опережающего развития дали какой-то впечатляющий
результат, хотя и определенные успехи также отрицать нельзя.
Пока нельзя делать выводы по поводу эффективности ТОР
Руководитель направления Финансы и экономика Института современного развития Никита Масленников в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что на текущий момент нельзя выносить приговор по поводу эффективности или неэффективности ТОР.
«Пока прошло очень мало времени, чтобы однозначно квалифицировать
какие-либо эффекты от такой политики российского правительства. Тем не
менее, результаты у ТОР есть, причем даже не в контексте Дальнего Востока, а в первую очередь регионов Восточной Сибири», - заключает Масленников.
Эксперт утверждает, что программы опережающего развития в Восточной
Сибири сейчас достаточно хорошо движутся вперед, причем их направление
явно правильное.
«Необходимо констатировать, что в Восточную Сибирь в последние годы
увеличился приток инвестиций, и можно сказать, что этот тренд постепенно
переходит и на Дальний Восток. Кроме того, в этих регионах постепенно
начинает использоваться механизм инвестиционного контракта, что пойдет
всему этому делу только на пользу», - резюмирует Масленников.
Поэтому, как считает Никита Иванович, в рамках этих проектов вектор
развития направлен в целом в правильную сторону и уже есть вполне
конкретные изменения к лучшему.
В рамках развития ТОР существует очень много проблем
«Еще одним важным компонентом программы ТОР является развитие
моногородов, которые еще с советских времен являются большой проблемой в
контексте развития российской экономики. Недавно было принято такое
решение по Сарову, который, как известно, является знаменитым
«Арзамас-16», и очевидно, что аналогичным образом наше правительство в
ближайшее время поступит и с другими отечественными моногородами», -
констатирует Масленников.
В России несколько раз пытались запустить развитие моногородов на
основе совершенно разных моделей, но пока все эти предложения не
срабатывали, поэтому эксперт рассчитывает на то, что применение ТОР в
этом вопросе приведет, наконец, к позитивному результату.
«Впрочем, пока окончательные выводы в этом вопросе делать
преждевременно, поскольку здесь существует много существенных
ограничений. Например, чтобы привлекать инвестиции в эти российские
регионы нужно что-то делать с инфраструктурой, связью и другими
проблемами, оперативное решение которых здесь просто необходимо», -
заключает Масленников.
Нужно отметить, что в некоторых регионах еще существует проблема
покрытия необъятных российских территорий такими услугами, как быстрый
интернет и мобильная связь.
«Все эти проблемы необходимо решить для подготовки инвестиционных
площадок в этих отдаленных российских регионах, а также для улучшения
инвестиционного климата, в целом, по всей стране. При этом, также
необходимо понимать, что существуют и другие проблемы, связанные с
предлагаемой моделью развития – Медведев ведь упомянул в своем
выступлении о режиме налоговых льгот в рамках ТОР, но здесь есть и
обратное последствие – в таком случае налоговую нагрузку в других
регионах России придется увеличить. Это нужно сделать для того, чтобы
поступления в федеральный бюджет не уменьшились», - резюмирует
Масленников.
В рамках ТОР придется решить множество сопутствующих проблем
Таким образом, в связи со всеми этими нововведениями сразу встанет
вопрос о компенсации льгот, которые были предложены Медведевым в рамках
развития ТОР на Дальнем Востоке.
«Важно понимать, что такая модель развития очень быстро приведет к
конкуренции между ТОР и другими инвестиционными площадками в России –
здесь совершенно точно придется ожидать определенные издержки. Например,
что делать в случае, если ТОР, несмотря на все льготы, которые ему
предоставлены, будет проигрывать соседним инвестиционным площадкам и
оттягивать на себя людские ресурсы и прямые вложения», - констатирует
Масленников.
Так что, проблему поддержания конкурентоспособности ТОР правительству
придется решать в авральном порядке, поскольку, в противном случае, все
эти инвестиции уйдут в никуда.
«В рамках обеспечения конкурентоспособности ТОР для начала нужно
будет ответить, что мы будет делать в том случае, если в такие зоны
инвестиции все равно не пойдут, несмотря на весь предоставленный
правительством льготный режим», - заключает Масленников.
Другой вопрос, что это предложение премьера является логичным,
поскольку нам нужно что-то делать для развития тех российских регионов,
которые на экономической карте страны пока являются «серой зоной».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+