Белорусскую
стройку № 1 от райцентра отделяет 20 километров. Дорога бежит мимо
хуторов, как вдруг далеко впереди встают титанические силуэты. Две
испарительные градирни, высота которых достигает 167 метров, заметны
даже с телевышки в Вильнюсе. Чуть поодаль — десятки подъемных кранов,
купол первого энергоблока:
Сегодня
на БелАЭС работает около 4900 строителей — 24 белорусские организации
и 10 российских. 75% работ выполняют наши специалисты.
Беларусь
выбрала типовой российский проект атомной станции нового поколения
АЭС-2006, в котором используется водо-водяной энергетический реактор
ВВЭР-1200. Такие реакторы, по данным разработчиков, сочетают в себе
множество систем активной и пассивной безопасности и полностью
соответствуют постфукусимским требованиям МАГАТЭ. Новый корпус,
изготовленный на заводе «Атоммаш» в Волгодонске, прибыл на БелАЭС
в конце декабря прошлого года и 1 апреля был установлен в проектное
положение.
Процедуру
установки корпуса реактора на АЭС называют ювелирной работой. Для этой
операции был задействован кран Liebherr грузоподъемностью 1350 тонн.
Корпус переместили на транспортный портал и затем через шлюз по рельсам
вкатили в центральный зал. Далее при помощи полярного крана придали
вертикальное положение и установили на опорное кольцо в шахту реактора.
Помимо
корпуса реактора, на своих штатных местах уже находятся четыре
парогенератора, компенсатор давления, гидроемкости системы аварийного
охлаждения и другое оборудование. Ближайшая задача — начать сварку
главного циркуляционного трубопровода.
— Это одно из ключевых
событий. Если начнем сварку в мае, то сможем выйти на загрузку топлива
в реактор в начале 2019 года. Таким образом, ввод в эксплуатацию первого
энергоблока ожидаем к концу 2019 года, — рассказал журналистам главный
инженер БелАЭС Анатолий Бондарь.
Еще
в августе прошлого года над зданием реактора первого энергоблока
смонтировали мощный железобетонный купол — так называемую «тюбетейку».
Это один из элементов внутреннего пояса защиты. Внешняя «тюбетейка»
лежит у подножия энергоблока и ждет своего часа.
Наружная оболочка реактора должна защитить от любых внешних воздействий. От падения самолета, например.
—
Корреспонденты часто спрашивают, на падение какого самолета рассчитана
гермооболочка. По проекту — 5,7 тонны, это считается небольшой самолет.
Но с учетом принятия других мер (мы создаем закрытый воздушный коридор,
кроме того, не забывайте, что у нас есть ПВО) мы сводим вероятность
падения чего-либо до 10 в минус 7-й степени, — уточнил Анатолий Бондарь.
В машинном
зале первого энергоблока основное оборудование также на своих штатных
местах. В середине марта здесь установили самый тяжелый элемент — статор
генератора весом 440 тонн, основная функция которого — преобразовывать
механическую энергию вращения турбины в электрическую. Сейчас идет
выверка положения этого и других агрегатов.
— Суммарная масса
ротора — 520 тонн, длина — 70 метров, скорость вращения — 3000 оборотов
в минуту. И при этом осевой сдвиг при работе допускается всего до 1,2
миллиметра. При отклонении на 0,8 миллиметра сработает сигнализация,
а при отклонении на 1,2 миллиметра турбина отключится. Только
представьте, какое это крупногабаритное оборудование и какое значение
имеют десятые доли миллиметра, — отмечает сотрудник турбинного зала.
Работы по строительству второго энергоблока и его машинного зала идут
по плану, но пока далеки от завершения. Как стало известно вчера, этот
блок укомплектуют корпусом реактора, который изначально предназначался
для Балтийской АЭС в Калининградской области, где станция строится
по аналогичному проекту.
— Кто будет управлять работой реакторов? — спросили журналисты. — Ведь в Беларуси нет специалистов с таким опытом.
—
Именно поэтому на самые ответственные должности мы пригласили
высококлассных специалистов из России и Украины, имеющих опыт работы
на АЭС, — порядка 70 человек. Щит управления первым энергоблоком
полностью укомплектован. Сейчас специалисты проходят дополнительную
подготовку в нашем учебно-тренировочном центре, — рассказал Анатолий
Бондарь.
С января 2016 года персонал БелАЭС занимается
на полномасштабном тренажере — это точная копия щита управления
энергоблоком, где можно отработать любую нештатную ситуацию.
—
Математическая модель предусматривает порядка 300 базовых и 1000
вспомогательных сценариев отклонения от нормальной работы. На тренажере
можно воспроизвести любое развитие событий, — говорит Владимир Горин,
заместитель главного инженера по подготовке персонала БелАЭС. —
Мы получаем информацию с действующих станций и можем отработать чужой
опыт.
— А может произойти что-то сверх заложенных в программе сценариев? — прозвучал вопрос.
—
Сама автоматика энергоблока устроена таким образом, что если неполадки
невозможно устранить по проектной схеме, то блок останавливается
и глушится. И если, предположим, персонал среагировал не вовремя, также
сработает аварийная защита и блок будет остановлен.
— Операторы проходят какое-то психологические обследование?
—
Конечно, у нас при учебно-тренировочном центре есть лаборатория
психофизиологического обеспечения. В процессе работы наблюдаем
за персоналом с точки зрения совместимости в работе, коммуникации,
стрессоустойчивости.
— А электроника предполагает защиту
от человеческого фактора? Если, допустим, человек сойдет с ума и поведет
себя неадекватно? — допытывались журналисты.
— Любое несанкционированное действие приводит к срабатыванию защиты и остановке блока.
Первый
энергоблок Белорусской АЭС планируется ввести в эксплуатацию в конце
2019 года, второй — в 2020-м. Суммарная мощность станции составит 2400
МВт, что обеспечит примерно 30% потребности страны в электроэнергии.