Силуанов заявил об улучшении ситуации с наполнением бюджета
Как говорится в сообщении Минфина, консолидированный бюджет РФ по
итогам первого квартала текущего года исполнен с профицитом в размере 59
млрд руб. В аналогичный период годом ранее бюджет был дефицитным на
уровне 463 млрд рублей.
Как говорится в сообщении министерства, ненефтегазовый дефицит в
отчетный период составил 1 трлн 458,7 млрд рублей, что на 0,2% больше,
чем в первом квартале 2016 года.
Доходы бюджета достигли 7 трлн 035,7 млрд рублей, что на 19,7%
больше, чем в первом квартале 2016 года (5 трлн 876,1 млрд рублей).
Нефтегазовые доходы выросли по сравнению с аналогичным периодом 2016
года на 53%. Показатель составил 1 трлн 517,9 млрд рублей,
ненефтегазовые - на 13% - до 5 трлн 517,8 млрд рублей.
Между тем, сообщает агентство ТАСС, Минфин в текущем году
рассчитывает направить на покрытие бюджетного дефицита около 16 млрд
евро. Как заявил глава ведомства Антон Силуанов, в 2017 году из
Резервного фонда планировалось изъять в пересчете на евро около 29 млрд.
«Но, по последним прогнозам, мы сможем эту цифру снизить до 16 млрд
евро», — сказал он.
Как указал Антон Силуанов, он считает возможным сокращение дефицита
бюджета до 2 процентов ВВП в текущем году. При этом он напомнил, что
изначально планировался дефицит в размере 3,2% ВВП, тогда как к 2019
году этот параметр планируется снизить до 1,2%. По словам министра,
причиной улучшения бюджетной ситуации является «более высокий, чем
ожидалось, экономический рост, лучшее налоговое администрирование и
существенный рост внешней торговли». «Кроме того, бюджетная и финансовая
политика оказали благоприятное влияние на инфляцию: в 2016 году с
уровнем 5,6% у нас была самая низкая инфляция за всю российскую историю.
В этом году она составит лишь 4%», — подчеркнул министр.
Оценка Минфина о предполагаемом уровне бюджетного дефицита слишком
оптимистична, считает ведущий аналитик AMarkets Артем Деев. С другой
стороны, указывает он, Минфин за последние несколько лет еще ни разу не
давал точных прогнозов, которые изначально бы вязались с реальностью.
Единственный позитивный момент, который действительно был показан в
рамках российской экономики – снижение инфляции, но и это стало
следствием не здорового потребительского спроса, а исключительного
укрепления рубля, реагирующего на восстановление нефти.
Сегодня, отмечает аналитик, на рынке черного золота обороты набирает
нисходящий тренд, который вполне может завести Brent в район 40 долларов
за баррель. При реализации данного сценария, курс рубля провалится до
65 долларов, что приведет к росту индекса потребительских цен не менее
чем на 5%. Удержать дефицит на уровне 3,2% ВВП при таком развитии
событий будет невозможно. Видимо, денежные власти России искренне
надеются, что рубль в этот момент полностью отвяжется от нефти и
продолжит крепнуть за счет непонятно откуда взявшихся драйверов
высокотехнологичного роста. Верится в это с трудом.
Но позитив для российского бюджета связан прежде всего с повышением
нефтяных цен с начала 2016 года с 28 до 52 долларов за баррель в мае
2017 года по марке Brent, констатирует, в свою очередь, ведущий аналитик
ГК TeleTrade Марк Гойхман. Причём это не просто счастливое стечение
внешних обстоятельств, а во многом результат российской политики. Россия
была, пожалуй, ключевым игроком, позиция которого дала возможность
заключить в 2016 г. соглашение о сокращении добычи мировыми
экспортёрами. От этого цены и стали подниматься, дойдя до достаточно
комфортных уровней для нашего бюджета. Ведь по базовому сценарию бюджета
в него заложена цена лишь в 40 долларов за баррель.
Показательно, рассказывает эксперт, что объём экспорта в денежном
выражении повысился на 36,3%, а экспорт нефти в нём – сразу на 72,5% в
январе-феврале 2017 г. к аналогичному периоду 2016 г. При этом в первые
два месяца 2016 г. экспорт снижался на 33,9%, а по нефти – на 41,1% к
данному периоду 2015 г. Контраст разительный.
Повышение нефтяных доходов даёт возможность не просто увеличить
текущие поступления в бюджет от налогов и иных платежей в экономике.
Помимо прочего, оно снижает нехватку средств, что даёт возможность
меньше тратить Резервный фонд на текущие нужды государства, ведь
бюджетные расходы утверждены практически на уровне 2016 г. и не
увеличиваются, а доходы растут.
Помимо прямого влияния на бюджет, рост сырьевых цен содействует и
повышению спроса, объёмов, доходов, а следовательно, и платежей в бюджет
«по цепочке» в других отраслях, а также привлечению средств внешних и
внутренних инвесторов в ОФЗ, что также экономит «копилку страны».
Немалую роль в этом играет и стабилизация инфляции с 12,8% в 2015 г. до
4% в 2017 г. во многом из-за умеренно-жёсткой денежной политики ЦБ.
Таким образом, полагает Марк Гойхман, сократить дефицит бюджета до 2%
ВВП вполне возможно в 2017 г. Риски здесь связаны также в основном с
нефтяным рынком. Решение о продлении соглашения о сокращении добычи на
второе полугодие 2017 г. будет приниматься в конце мая. В случае, если
оно не будет продлено после июня, нефтяные цены могут вновь упасть к
40-45 долларам за баррель. Однако и сейчас Россия как крупнейший
производитель «чёрного золота» будет играть ключевую роль в переговорах и
принятии решений.
http://expert.ru/2017/05/2/byu...
Рейтинг публикации:
|