Ведущий экономический консультант финансовой корпорации Allianz Мохамед Эль-Эриан
"На
фоне возобновления заинтересованности в стабильности международной
валютной системы возник вопрос, в том числе внутри МВФ, а может ли
перенастройка СДР стать частью эффективной программы по оживлению
системы многосторонних отношений.
В число изначальных причин
появления СДР входили и тревоги относительно возможности национальных
валют сочетать в себе способности обеспечения глобальной ликвидности с
доверием к своей роли мировой резервной валюты – экономисты называют это
"дилеммой Триффина". Создав международную валюту под управлением МВФ,
страны-члены фонда хотели поддержать и расширить международную валютную
системы с помощью вненационального официального резервного актива.
Правовые
и практические факторы, а также политическое сопротивление некоторых
стран, не желавших делегировать управление экономикой многосторонним
институтам, не позволили СДР оправдать даже умеренные ожидания своих
создателей, не говоря уже о надеждах на более важную роль по-настоящему
глобальной резервной валюты, которая служила бы опорой для кооперативной
работы глобальной экономики, ориентированной на рост.
Информационные
и другие рыночные ошибки усугубили проблему, равно как и слабая
институциональная инфраструктура, а также неадекватная работа с брендом.
В результате возник значительный разрыв между потенциалом СДР и
реальным положением.
Данный разрыв означает, что глобальная
экономика упустила целый ряд перспективных возможностей, в частности,
это касается управления активами и обязательствами, гибкости в
обеспечении ликвидности, коррекции между странами с дефицитом и
профицитом, разрыва между реальным и потенциальным ростом экономики.
Если бы СДР выполняли роль сильного сцепляющего механизма в центре
международной валютной системы, стало бы проще проводить благоразумную
валютную диверсификацию, можно было снизить потребность в дорогих и
неэффективных собственных резервных фондах, а также с меньшей
процикличностью предоставлять ликвидность.
Итак, может ли
сегодняшний антиглобалистский шторм, который отчасти вызван плохой
координацией глобальной политики в условиях сохраняющегося уже слишком
много лет низкого и недостаточно инклюзивного экономического роста,
создать пространство для повышения роли и потенциальной полезности СДР?
Для
ответа на этот вопрос, в случае если к нему начнёт расти интерес,
потребуется обратить внимание на экосистему использования СДР, при этом
композитная валюта (в прошлом году к британскому фунту, евро, японской
иене и американскому доллару присоединился китайский юань) потенциально
может выиграть, благодаря возникновению благотворного круга (virtuous
cycle). В частности, выполняя три роли (официальный резервный актив;
валюта, широко используемая в финансовой деятельности; денежное
средство), СДР позволили бы увеличить официальную ликвидность, расширить
спектр новых активов, используемых в государственных и частных
транзакциях во всём мире, наконец, СДР могли бы активней использоваться в
качестве единицы финансового учёта.
Разумеется, в условиях
поддержки развитыми странами изоляционистской, популистской и
националистической политики, решительные меры по расширению роли СДР
крайне маловероятны. И даже поэтапные меры, начиная с практических,
несложных решений, для которых не требуется внесения поправок в устав
МВФ (так называемые "Статьи соглашения"), натолкнутся на политические
проблемы. Тем не менее, о таких шагах стоит задуматься.
Внимание
следует обратить, в частности, на использование СДР в облигационных
выпусках и торговых транзакциях, на развитие рыночной инфраструктуры
(включая механизмы платежей и расчетов), на улучшение методологии
оценки, а также на постепенное формирование кривой доходности для
номинированных в СДР кредитов и облигаций. Это позволило бы, благодаря
взаимосвязи различных функций СДР, быстро достичь критической массы и
создать фундамент для дальнейших, поэтапных достижений.
Для успеха данного проекта подходы МВФ должны эволюционировать, как это уже произошло при работе с конкретными странами.
Когда
я пришел на работу в МВФ в начале 1980-х, дискуссии с
негосударственными партнерами, касалось ли это работы с конкретными
странами или общей политики, не приветствовались. Сегодня ситуация
совершенно изменилась.
Расширение круга общения – с НКО,
местными СМИ, широким спектром политиков – считается теперь неотъемлемым
элементом эффективной помощи стране и программ фонда, это также важно
при выполнении функции "наблюдения" в соответствии с уставом МВФ.
Аналогичный
разворот необходим, если МВФ хочет повысить качество решений по
наднациональным вопросам, значение которых в его политической программе
повышается. В частности, фонду надо будет дополнить свою традиционную
базу из правительств и других многосторонних учреждений (таких как
Всемирный банк) системно влиятельными локальными и частными партнёрами.
Возникшие в результате этого частно-государственные партнерства позволят
расширить объёмы выпусков, развить рыночную инфраструктуру и обеспечить
ликвидность для СДР.
Сочетать коммерческую деятельность с
программами содействия развитию не просто, но последствия для роста и
стабильности глобальной экономики, если этого не делать, таковы, что эту
тему стоит исследовать. Кроме того, МВФ может начать с малого,
сконцентрировавшись на взаимодействии с другими официальными
многосторонними и региональными учреждениями, суверенными фондами
благосостояния, транснациональными финансовыми компаниями, и все это на
базе активной коалиции доброй воли из стран "Большой двадцатки".
В
идеальном мире СДР стали бы резервной валютой в период ускорения темпов
роста международной торговли и финансовой глобализации. В мире, который
существует сегодня, у международной валютной системы есть две опции:
либо фрагментация, со всеми вытекающими из нее рисками и потенциальными
издержками, либо постепенное повышение устойчивости глобальной экономики
и её потенциального роста на основе возникающих снизу партнерств,
которые способствуют системному прогрессу".
Подробнее: http://www.vestifinance.ru/articles/84687