Обзор русскоязычных ИТ-сообществ в Барселоне, Гонконге, Тель-Авиве и Монако.
По данным
«Росстата», в 2013-2014 годах темпы эмиграции из России выросли
практически в 10 раз — 308 тысяч выбывших в 2015 году против 36 тысяч в
2011. В их числе оказались многие ИТ-предприниматели и представители
«креативного класса».
Часть уехала в
США, часть — в другие страны, и сейчас в мире оформляются русскоязычные
«колонии» ИТ-предпринимателей, члены которых помогают друг другу решать
бытовые и деловые вопросы.
Редакция vc.ru
пообщалась с российскими предпринимателями и инвесторами из Барселоны,
Гонконга, Монако и Тель-Авива. Они рассказали об условиях проживания,
местной стартап-экосистеме и особенностях коренных жителей.
Барселона
Барселона
находится на востоке Испании, на побережье Средиземного моря. За свою
историю город пережил три волны эмиграции из СССР и России. Первая была в
70-х годах 20 века, когда были восстановлены дипломатические отношения
между СССР и Испанией, и многие испанцы стали возвращаться на родину
вместе с семьями, которыми они успели обзавестись на новой родине.
Вторая волна
возникла в начале 90-х годов, после распада Советского Союза. Жители
новой России искали место, где можно переждать переходный период, и
столица Каталонии привлекала их приятным климатом и возможностью
заработать.
Третья волна
идет с начала 2010-х годов: многие фрилансеры, ИТ-специалисты,
предприниматели и представители креативного класса уезжают из России и
отправляются в Барселону: «Там шикарный климат и отличный стиль жизни:
море, кайты, пляж, недорогая еда. И постоянно что-то происходит», —
рассказывает бывший руководитель московского ИТ-хаба Digital October
Дмитрий Репин.
После того,
как обвалился рубль и западные страны ввели против России санкции из-за
присоединения Крыма, зарубежные инвесторы и предприниматели стали
гораздо реже приезжать в страну. Из-за этого количество мероприятий в
Digital October резко сократилось.
«Все самые
крутые профессионалы переехали в другие страны и города, благо планета
большая. Это и специалисты из России, и иностранцы, которые были тут», —
вспоминает Репин.
В 2015 году он
уволился и вместе с семьей переехал в Барселону. Репин обратил внимание
на то, что местное сообщество предпринимателей и ИТ-специалистов очень
фрагментировано, хотя по его оценкам в городе проживают
«сотни» русскоязычных ИТ-специалистов и предпринимателей.
Он решил объединить это сообщество: вместе с основателем сервиса LikeHome.ru Антоном Мальковым Репин нашел ивесторов и стал создавать хаб для международных и русскоязычных экспатов под названием Digital Campus.
«Так
получилось, что я знаю какое-то количество людей — это мои друзья и
знакомые, которые за последние пару лет переехали в Барселону. Если их
всех собрать, то неплохая тусовка получится. Но пока они ни разу еще не
собирались», — отмечает Репин.
Однако у
партнеров возникли проблемы с местными властями: из-за наплыва туристов
(10 миллионов человек в год) они запретили открывать новые гостиницы и
мини-отели на территории большей части Барселоны.
Репин и
Мальков уже нашли подходящее помещение для Digital Campus площадью 8 000
м², однако теперь им придется либо отказаться от строительства
коливинга, либо найти другое место, но на окраине города.
По мнению
Репина, объединение русскоязычных и международных экспатов позволит
решить две проблемы — социальную (правильное оформление документов,
выбор школы для ребенка, выбор местного банка) и деловую (как сделать
рабочие визы для сотрудников, где найти инвесторов и бизнес-ангелов, как
зарегистрировать компанию).
Дмитрий Репинсооснователь хаба Digital Campus
С одной стороны есть языковой барьер:
Барселона — не Амстердам, где ты разговариваешь по-английски и тебе
отвечают на английском. Там у тебя не возникает ощущения того, что
формально это какая-то не англоговорящая страна. Барселона — это очень
поликультурный город.
По словам
Репина, в Испании не хватает специалистов по анализу и обработке данных,
а также технических специалистов: «Известно, что в Испании высокая
безработица среди молодежи, но это не относится к техническим
специалистам и инженерам. Они все отлично устроены. Работу не могут
найти менеджеры, маркетологи, представители туристической индустрии».
Из-за того,
что туристический сезон в Барселоне длится 11 месяцев в году, в
центральных районах города бывает очень многолюдно. Репин с семьей живет
севернее, в районе Побленоу. Большинство иностранцев, особенно англичан
или французов, живёт в районах Саррия и Грасия.
«Если человек
хипстерского склада, то ему стоит жить в Старом городе — в Готическом
квартале или в Равале. Там, конечно, небезопасно — могут украсть
кошелек, но зато весело и есть аутентичные кафе и лавки: такое
переплетение старины с современным дизайном. Люблю там на велике
кататься», — рассказывает Репин.
По словам
Репина, в Барселоне дешевый общественный транспорт, но дорогое такси: «В
городе нет Uber, и это неудобно. Есть приложение, которое позволяет
вызвать куда угодно обычное такси, но оно недешевое — раза в два дороже,
чем в Москве».
Местное метро
разветвленное и работает до полуночи, однако по сравнению с московским
там более продолжительный интервал между поездами — до нескольких минут.
«С поездами часто что-то случается, это не Англия или Швейцария. Там
бывают задержки. Я попадал не один и не два раза на какие-то проблемы с
поездами», — рассказывает Репин.
Кроме того,
многие туристы и жители города перемещаются на общественных велосипедах —
по словам Репина, в Барселоне довольно много велоточек, и первые
полчаса на велосипеде можно кататься бесплатно: «Поскольку погода там
большую часть года хорошая, можно и на самокате кататься: люди ездят на
всем колесном, на чем только можно».
По мнению
Репина, Испания — это «страна победившей сиесты». Первое время ему было
непривычно, что с двух дня до пяти вечера большинство магазинов закрыты.
«Если не знаешь об этой особенности, то в определенный момент не
сможешь что-нибудь купить. Понятно, что в туристических локациях есть
открытые точки», — рассказывает он.
Дмитрий Репинсооснователь хаба Digital Campus
Первое время тебя это раздражает, а потом привыкаешь и понимаешь, что у
людей все так устроено. Зато многие заведения работают допоздна, и в
21:00 пойти на ужин — это нормально. Это не северная Европа, где после
18:00 ты можешь увидеть пустые улицы и закрытые магазины.
Продукты в
Барселоне дешевле, чем в Москве, и по сравнению с Лондоном или
Сан-Франциско стоимость жизни там дешевле в два-три раза: «Зарплаты
местных программистов — €2-2,5 тысячи, что сопоставимо с Москвой. При
этом стиль жизни можно поддерживать более интересный», — рассказывает
Репин.
В Барселоне
проходит один из самых крупных в мире музыкальных фестивалей — Sonar. В
программе мероприятия не только музыкальные выступления, но и деловые
встречи, связанные с вирутальной реальностью и технологиями в сфере
шоу-бизнеса и развлечений.
Самое известное ИТ-мероприятие Барселоны — Mobile World Congress.
Оно проходит в конце февраля и собирает более ста тысяч человек. В
рамках конгресса организуется конференция для инновационных
предпринимателей 4 Years From Now. В 2017 году событие посетили более 18 тысячи человек, включая 700 инвесторов и 600 стартапов.
По словам
Репина, в Барселоне около 30 инкубаторов и акселераторов. Кроме того,
программы роста проводят и барселонские инвесторы: «Есть интересная
программа, называется Menorca Millennials. Местные инвесторы на две недели собираются на острове Менорка, отбирают 20 стартапов и устраивают "де-акселератор"»
В Барселоне ежегодно заключаются венчурные сделки на полмиллиарда евро, а средняя оценка стартапа составляет $2,6 миллиона. Местные власти заинтересованы в развитии
стартап-экосистемы — для этого они сформировали муниципальную
организацию Barcelona Activa, которая помогает осваиваться нп новом месте зарубежным компаниям и предпринимателям.
При
необходимости сотрудники Activa могут познакомить с нужными людьми или
порекомендовать полезные сервисы. Кроме того, в Барселоне работает
нетворкинг-сообщество Barcelona Global, которое объединяет более 600
членов, включая Репина и Малькова. Цель сообщества — сделать город
глобальным хабом.
«Они проводят
исследования, чтобы выяснить, что нужно приезжим и так далее. И через
них можно много с кем познакомиться, если у тебя есть профессиональный
интерес и за тобой что-то есть. Если ты скажешь, чем именно хочешь
заниматься, то скорее всего тебе помогут, причем даже познакомят с
нужными людьми», — рассказывает Репин.
Дмитрий Репинсооснователь хаба Digital Campus
На мой взгляд, неправильно приезжать в новое место просто с идеей и
просить денег. Это не работает, даже если ты в рамках своей страны из
региона в столицу приезжаешь. Например приезжаешь из Пензы в Москву, и
говоришь: «Слушайте, дайте мне денег, я тут придумал соцсеть новую».
Репин советует
предпринимателям, которые планируют переехать за рубеж и развивать
компанию в другой стране, заранее узнать, как организуется местная
экосистема, какие люди и организации являются ее ключевыми элементами.
Также он
уверен, что без путешествий и переездов невозможно создать глобальный
продукт: «Тяжело понимать нужды людей в большом мире, сидя где-то в
одной локации. С точки зрения дизайна, продукта, UX: если ты всю жизнь
жил в каком-то маленьком городе, где стоят одни серые пятиэтажки — тебя
не окружают люди и предметы, создатели которых позаботились о дизайне,
еще о чем-то. Это все накладывает отпечаток».
Гонконг
Благодаря
тесным экономическим связям с Китаем, огромному порту, современной
инфраструктуре и мягкому налоговому законодательству, Гонконг стал одним
из одним из самых крупных финансовых и транзитных центров в мире.
«Его часто
называют "воротами в Китай", — рассказывает российский предприниматель
Валентин Савенков, — но это не совсем полное определение». В 2016 году
Гонконг занял четвертое место в рейтинге лучших стран для ведения бизнеса по версии
Всемирного банка (уступив Новой Зеландии, Сингапуру и Дании).
В Москве у
Савенкова есть собственный бизнес в области производства видеоконтента,
причем большинство его клиентов — из-за рубежа. Когда в 2013-2015 годах
между Россией и западными странами возникли разногласия из-за
присоединения Крыма, и они пригрозили отключить страну от платежной системы SWIFT, Савенков на всякий случай открыл ООО в Гонконге.
И хотя
политическая ситуация в мире стабилизировалась, количество клиентов у
него упало. Поэтому предприниматель стал задумываться о том, чтобы
переехать в Гонконг и развивать свою компанию на международном уровне.
Валентин Савенковпредприниматель
Чаще всего от принятия решения о
бизнес-эмиграции стартаперов и владельцев малого и среднего бизнеса
удерживает боязнь того, что это слишком дорогое удовольствие, и процесс
запуска бизнеса в новом незнакомом месте очень сложен.
Россиян и
выходцев из других бывших союзных республик также часто тормозит
языковой барьер, который осложняет процесс адаптации к новым условиям и
приводит к затратам, которых можно было бы избежать.
Савенков
неоднократно бывал в азиатских странах — он путешествовал по Индокитаю,
работал в Сингапуре. Однако в Гонконге у него все равно возникли
трудности с поиском подходящего жилья, места для офиса, выбором банка и
другими вещами, с которыми сталкивается любой неместный человек.
«Все это время
меня не покидала мысль, что если бы здесь было какое-то сообщество или
компания, куда можно было бы по-русски обратиться за советом или
консультацией, то я мог бы сэкономить кучу денег и времени», —
рассказывает он
Предприниматель решил основать такое сообщество сам. Сейчас он ищет
партнеров-единомышленников, чтобы вместе открыть «Русский хаб» —
коворкинг с консультационным центром и русскоязычными менеджерами.
Они давали бы
советы предпринимателям, как зарегистрировать компанию, получить
предпринимательские или инвестиционные визы, лицензии. А кроме того,
знакомили вновь прибывших с представителями инвестиционных фондов,
частными инвесторами и бизнес-партнерами.
«Тем, кто уже
приехал в Гонконг или
Шэньчжэнь и освоился, не нужны такие сообщества. А вот тем, кто только
собирается, ищет место где бы открыть компанию, он очень бы пригодился»,
— уверен Савенков.
По словам авторов издания об эмиграции Selfmadetrip, в основе cтартап-системы Гонконга лежат две отрасли — финтех и разработка программного обеспечения. «Гонконг
находится в тройке крупнейших финансовых центров мира — здесь много
продают и много покупают, поэтому технологии, ускоряющие финансовые
операции, пользуются спросом».
Кроме того,
популярна разработка проектов, связанных с логистикой, развлечениями и
онлайн-играми, а также проекты в сфере «зеленых» технологий и «чистой»
энергии.
«В Гонконге
хватает всего, тут главное найти свою нишу. Я вот считаю, что там могли
бы очень успешно работать российские дизайнеры. Речь идет о дизайне
продуктов, интерьеров, мебели и даже ювелирных изделий», — рассуждает
Савенков.
Когда режиссер
впервые приехал в Гонконг, он долго не мог привыкнуть к левостороннему
движению транспорта и плотности населения в центральной части города:
«Такое впечатление, будто рядом где-то стадион и закончился футбольный
матч, хотя на самом деле это просто народ идет по своим делам. Но на
окраинах все нормально».
В центре
города находится деловой центр, где расположены банки и штаб-квартиры
крупных компаний. По мнению Савенкова, жить там «невозможно из-за шума и
ужасной экологии». Кроме того, в центре высокие цены на аренду
недвижимости (Гонконг занимает первое место в рейтинге самых дорогих городов мира) — отдельная квартира площадью 25-30 м² будет стоить $2-3 тысячи в месяц.
Савенков не
рекомендует останавливаться в хостелах из-за того, что цена не
соответствует качеству и на Airbnb можно найти более подходящие варианты
для краткосрочной аренды жилья.
Валентин Савенковпредприниматель
В хостеле я платил $45 за сутки. Комната
была как половина вагонного купе: там помещалось койка и был небольшой
проход, шириной сантиметров 50, где помещался откидной столик, куда
можно было поставить компьютер.
Санузел представлял собой каморку размером метр на восемьдесят
сантиметров. Бойлер и душевая головка висели прямо над унитазом и чтобы
помыться, нужно было наклонять над ним туловище.
Это было не очень удобно и не очень приятно. В следующие разы я за те же
деньги или даже дешевле находил на Airbnb замечательные варианты. Один
раз это была небольшая, но двухкомнатная квартира в хорошем, тихом
районе, рядом с метро.
В другой — комната в малоквартирном, почти деревенском доме на чудном острове Ламма, где нет ни одного автомобиля.
По словам
Савенкова, на этом острове компактно проживают большинство экспатов из
европейских стран. Он расположен южнее Гонконга: до центра они
добираются за 25 минут на специальном пароме.
«Городская
инфраструктура — наверно, лучшее, что я в своей жизни видел. Лучше, чем в
Сингапуре. В самые удаленные места можно добраться
с минимальным количеством пересадок и очень комфортно», — рассказывает
он.
В городе
развито метро — оно покрывает и остров Гонконг, и часть полуострова
Коулун, который примыкает к материковому Китаю и Шэньчжэню, и несколько
островов поменьше. По центру города ходят двухэтажные автобусы и
трамваи. «Цену не назову, но автобусы и трамваи дешевле, чем в Москве, а
метро дороже», — рассказывает Савенков.
По словам
предпринимателя, в Гонконге личный транспорт есть не у многих местных
жителей из-за высокой стоимости парковки и обслуживания: «Я ни разу не
видел пробок в Гонконге. Думаю, на въезде в город установлен специальный
датчик, который снимает с водителей плату при пересечении черты города.
Зато много такси».
C 2014 года в Гонконге появился Uber, что, по словам местных иностранцев, стало «спасением». Они отмечают, что местное такси
дешево, но если пассажир не говорит по-китайски или по-английски, то
ему будут предлагать более высокую цену.
Кроме того, различается и качество автомобилей — один из комментаторов на TripAdvisor отмечает, что за время пользования он успел поездить на Audi A5, Mercedes S-Class и Tesla Model S.
Валентин Савенковпредприниматель
Гонконгские таксисты были притчей во
языцех — они напоминали советских «бомбил». Когда ты подходил к стоянке
такси, начинался торг — водитель мог не согласиться тебя везти, или
согласиться, но по двойному тарифу.
Они были хозяевами положения. Сейчас из-за Uber они в заднице, конечно, но зато с точки зрения пассажиров все стало лучше.
По словам
Савенкова, в Гонконге без проблем можно найти европейские продукты — в
городе очень много магазинов Seven Eleven и City Super, где есть и
китайские, и западные товары.
«Любопытно,
что магазинах Marks & Spencer есть отдельные секции, где торгуют
продовольственными товарами из Европы — они в этом смысле похожи на
торговые центры Ikea, где продаются товары из Швеции», — рассказывает
он.
Распространена
уличная торговля с лотков. Из-за притока жителей из материкового Китая,
многие из которых зарабатывают на жизнь именно торговлей, причем чаще
всего — нелегальной, страдают коренные гонконгцы, которые
зарегистрированы по правилам и платят все налоги, отмечает Савенков:
«Гонконгцы очень приветливые люди. В магазинах продавцы очень
вышколенные, как Европе. У уличных торговцев очень большое чувство
собственного достоинства, это заметно. Они не унижаются, не заискивают
перед покупателем: хочешь — покупай, не хочешь — не покупай, торговаться
не будут».
По мнению
предпринимателя, те советы и рекомендации о том, как себя вести в
азиатских странах, которые публикуются в интернете, либо устарели, либо
не соответствуют действительности:
«Правила все
те же, что должны соблюдать воспитанные люди и у нас. Многие начитались в
интернете правил, что вещи нужно передавать двумя руками или кланяться
всем подряд — но это все бред».
Валентин Савенковпредприниматель
Лучше вести себя так же, как ведешь себя со своим соотечественником, и
все будет нормально. Кричать не надо: повышение голоса — считается
неприличным. Если что-то не устраивает — отвернись и уходи. Если кажется
что что-то не так — позови полицию. Но при мне конфликтов не было. Все
окружающие очень терпеливы к иностранцам.
Тель-Авив
В Израиле
проживает более миллиона русскоязычных репатриантов, которые приехали в
страну в разное время. Всего было три крупные волны эмиграции — в 70-е
годы, в 90-е годы и в 2000-е годы.
По данным Еврейской энциклопедии, только в период с 1989 года по 1991 год, в
связи с упрощением процедуры эмиграции из СССР, страну покинули почти
465 тысяч евреев.
Больше всего
репатриантов приняли города Ашдод и Тель-Авив. «Я не думаю, что тем, кто
приезжает сейчас, сложнее, чем тем, кто приехал сюда в 70-е или 90-е
годы, потому что страна в большинстве своем состоит из иммигрантов.
Многие говорят по-русски, и даже если обратиться к израильтянам
по-русски, они поймут и ответят», — рассказывает Изабелла Филипова.
Когда ей было 9 лет, ее родители приняли решение переехать в Израиль из
Казахстана.
Сейчас Филипова курирует программы бизнес-акселлератора TheHive Ashdod,
который основан некоммерческой организацией Gvahim для волонтерской
помощи репатриантам — предпринимателям или специалистам с высшим
образованием.
«Мы не
инвестируем в наших участников и не берем с них деньги за посещение
мероприятий. Мы помогаем им не для того, чтобы получить какую-то выгоду с
этого», — рассказывает Филипова.
Кроме Ghavim акселератору помогают партнеры, один из которых — муниципалитет Ашдода.
Это промышленный город, однако власти заинтересованы в развитии
ИТ-индустрии.
При
посредничестве акселератора TheHive проходят встречи с менторами и
государственными служащими, которые консультируют перспективные проекты.
Главные критерии отбора — бизнес-идея и локация: преимущество отдается
проектам из Ашдода.
По словам
Филиповой, один из барьеров для иностранцев — это язык. Чтобы
развиваться в Израиле, необходимо знать иврит или английский: «Тут одно
из двух — либо человек знает иврит, и будет искать профессию в Израиле,
либо он знает английский и тогда сможет устроиться в отделение
международной корпорации, где большинство людей и так приезжает из-за
границы. Если нет ни того, ни другого, то человеку будет довольно сложно
в Израиле в профессиональном плане».
Центром
израильской стартап-экосистемы считается Тель-Авив, где расположены
офисы всех основных компаний. По оценкам управляющего партнера
инвестиционной платформы JSCapital Романа Гольда, в Израиле не хватает
от 15 до 50 тысяч ИТ-специалистов — программистов, менеджеров проектов и
аналитиков: «Дефицит планируется снизить частично за счет
переквалификации специалистов из других отраслей, частично — за счет
расширения технологических факультетов израильских вузов, частично — за
счет недавно утвержденной программы стартап-виз».
Гольд родом из
Украины — там он работал главным редактором журнала IT Business Week.
Он приехал в Израиль «по идеологическим соображениям» — прошел
10-месячную образовательную программу в религиозно-сионистском киббуце
Эйн-Цурим и решил остаться.
В 2013 году он вместе с партнерами открыл инвестиционную платформу JSCapital,
которая сегодня закрывает 12 вертикалей израильского стартап-рынка («от
финтека до кибербезопасности») и привлекает финансирование для проектов
на посевной стадии и вплоть до раунда серии «Б». «Большинство
работающих с нами инвесторов русскоязычные, плюс мы работаем с Китаем», —
рассказывает Гольд.
Израильские
инвесторы заинтересованы в проектах, связанных с искусственным
интеллектом, робототехникой, телемедициной и кибербезопасностью. Местные
предприниматели развивают проекты, связанные с возобновляемой энергией,
отмечает Филипова: «В Израиле это уже развито на бытовом уровне: у нас
вода обогревается с помощью зеркал и специальных бойлеров, которые
установлены на крыше каждого дома. Мы пользуемся энергией солнца, нам не
нужны котельные. И в этой сфере постоянно появляются какие-то новые
разработки».
Роман Гольдуправляющий партнер JSCapital
Кроме того, в Израиле исключительно
сильная экспертиза во всем, что связано с автономными автомобилями: в
стране развернули технологический скаутинг практически все крупнейшие
игроки автопрома.
В прошлом году собственные R&D в Израиле запустили Daimler и Qoros, а
Volkswagen, вложив $300 миллионов, стал стратегическим партнером
израильского стартапа Gett.
Вишенка на торте — поглощение израильского производителя систем компьютерного видения Mobileye
корпорацией Intel за $15,3 миллиардов — крупнейшее в истории израильской
стартап-сцены.
По словам
Изабеллы Филиповой, в Израиле бизнес строится на личных знакомствах и
связях. Поэтому, если человек родился в другой стране и у него не так
много друзей в Израиле, развитие бизнеса в этой стране следует начать с
прохождения программы роста в одном из местных акселераторов.
«Одна из ее
целей заключается в том, чтобы создать профессиональный круг общения для
участников: не только для тех, кто разрабатывает стартап, но и для тех,
кто ищет работу. Полезно иметь нужные связи с людьми, которые могут
помочь хотя бы советом, тем более в стартап-сфере», — рассуждает она.
Гольд
напоминает, что при создании компании в Израиле предпринимателю придется
с нуля выстраивать свою репутацию: «Я бы посоветовал остерегаться
замыкаться в "русском гетто” и по возможности дистанцироваться от
политических баталий хотя бы на первый год жизни в Израиле».
Среди плюсов
жизни в стране он отмечает высокую концентрацию интересных людей,
глобальных корпораций и серьезной экспертизы в разных областях, начиная
от агротехнологий и заканчивая биомедициной, а также «совершенно
заоблачный уровень взаимопомощи в обществе».
Среди минусов —
высокая стоимость жизни и большие расходы на жилье, транспорт и
услуги. Кроме того — постоянную напряженность в отношениях с соседними
мусульманскими странами и периодические теракты.
Роман Гольдуправляющий партнер JSCapital
И хотя число пострадавших в результате
терактов несравнимо с жертвами «обычного» криминала в той же Москве,
психологический эффект совершенно несопоставим. К этому нельзя
привыкнуть, но с этим можно жить. Если ты один, чувство страха уходит
после нескольких сирен воздушной тревоги. Если ты не один - все
несколько сложнее.
Однажды «цева адом» — «красный цвет», сигнал
воздушной тревоги, застал нас с женой и новорожденным сыном в
иерусалимской больнице Адасса. Это произошло на следующий день после
родов. Седьмой этаж, палата реабилитации, а у тебя есть полторы минуты,
чтобы всем вместе добраться до убежища. И шансов успеть нет.
Так
что даже сегодня я очень хорошо различаю обертоны сирены в звуке
стиральной машины или газующего мотоцикла. Смешно, наверное. Хотя нет,
не очень.
Вместе с тем ни в одной другой стране я не чувствую
себя настолько же спокойно и расслабленно, как в Израиле. Мне кажется,
этот баланс динамичности в обществе и совершенно левантийского
умиротворения на грани с пофигизмом крайне тяжело воссоздать в любом
другом месте.
Говоря о
Тель-Авиве, Филипова не рекомендует останавливаться в гостиницах: «Их не
всегда могут позволить себе даже израильтяне». Она советует поискать
жилье через Airbnb, или остановиться в хостеле (ей нравится Abraham Hostel): «Лучше всего найти родственников или друзей. В Израиле люди очень гостеприимные и всегда рады принять».
Цены на
недвижимость в Тель-Авиве можно сопоставить с московскими. Покупка
однокомнатной квартиры на окраине обойдется в $150 тысяч, а в центре (не
в элитном жилье) — $200 тысяч.
«В Израиле
крайне мало однокомнатных квартир: евреи любят детей и с удовольствием
их делают. Так что абсолютное большинство жилого фонда приходится на
3-5-комнатные квартиры. Стоимость трехкомнатной квартиры в хорошей
новостройке в центре Тель-Авива — от $1,3 млн. В 30-летнем доме — от
$700 000», — рассказывает Роман Гольд.
Среди местных
операторов мобильной связи он рекомендует Golan Telecom, поскольку он
позволяет управлять аккаунтом в онлайне на русском и английском языках:
«За $11 в месяц вы можете получить безлимитный тариф, включая звонки в
56 стран, а также с 15 ГБ 4G-трафика».
В Израиле
многие люди живут в пригороде, а работают в крупных городах. «Для нас
добираться больше часа в Израиле на свое место работы — это считается
подвигом. Обычно люди добираются в пределах часа или меньше», — отмечает
Филипова.
В Тель-Авиве
тяжело иметь свою машину, потому что парковок мало и большинство
предназначены только для жителей города, рассказывает Изабелла Филипова:
«Есть специальное обозначение бордюров — сине-белое, — которое
разрешает парковаться только жителям Тель-Авива. Для этого они получают
специальные наклейки на лобовое стекло от муниципалитета. Если такой
наклейки нет — водитель получит штраф».
«Корпоративный
Gett и израильские поезда с розетками и Wi-Fi полностью меня
устраивают, — отмечает Роман Гольд. — Собственный автомобиль в
израильских реалиях — снижение мобильности и качества жизни из-за вечных
пробок».
Поэтому люди
стараются пользоваться приложениями для совместных поездок, или
пересаживаться на велосипеды, самокаты или электровелосипеды, которые
недавно стали популярны в Израиле. Метро в городе нет, но оно должно
появиться к 2021 году.
«Оно будет
частично подземным, частично надземным. Тель-Авив планировался так, что
на метро не совсем рассчитывали. Сейчас из-за строительства ужасные
изменения в транспорте, перекрыли очень много улиц», — рассказывает
Филипова.
В Тель-Авиве
проходит большое количество мероприятий, «за которыми сложно уследить»,
рассказывает Филипова: «Из известных — конференция Digital Life Design, которая проводится по всему миру — в Германии, в Америке, и конечно в Тель-Авиве».
«В этом году
конференция состоится 3-7 сентября. Если нужны бесплатные билеты (на
сайте они будут выставлены примерно за $550) — обращайтесь, мы уже
несколько лет возглавляем русскоязычную делегацию на DLD», —
рассказывает Роман Гольд.
Также в Тель-Авиве проходит крупная конференция в сфере мобильного интернета GMIC Tel-Aviv, которую устраивают китайские компании для улучшения сотрудничества с Израилем.
Кроме того, в городе проходит ежегодная конференция для предпринимателей, которые хотят сотрудничать с крупными компаниями.
Ее устраивает фирма Axis. «Представительство Axis есть в Москве. Они
также приглашают в Тель-Авив инвесторов из России — из фондов Runa,
Buran, Altair Capital, а также представителей "Сбербанка"», —
рассказывает Изабелла Филипова.
Роман Гольдуправляющий партнер JSCapital
Очень интересно на конференции по кибербезопасности CyberTech Israel, хорошую аудиторию собирает конференция Тель-Авивского университета TAU Innovation Day.
Сразу предупреждаю: уровень организации израильских стартап-мероприятий
не идет ни в какое сравнение с США и Европой: все намного безалабернее,
зато нетворкинг просто великолепный. Кстати, о нетворкинге — не
зацикливайтесь на больших мероприятиях, все самое интересное в Израиле
происходит на многочисленных митапах.
Монако
«Наверное, это
самое многонациональное место в Европе. Я не представляю, где еще в
Старом свете может быть такая среда: никого не волнует, откуда ты
приехал, откуда ты родом. Все говорят на английском, бизнес делается на
английском, и все открыты к общению с абсолютно любыми людьми», —
рассказывает российский предприниматель Кирилл Логачев.
Он живет в Монако уже четвертый год и занимается развитием собственного маркетингового агентства Adc.agency и коммуникационного агентства для взаимодействия брендов и блогеров
OhMyHype. В России у него остался бизнес по ремонту техники Apple для
частных и корпоративных клиентов «Ябука», основанный совместно с Евгением Амбросюком.
По его словам,
в княжестве не хватает специалистов в любой сфере, связанной с ИТ,
digital и инновациями. Это связано с тем, что местный креативный класс
далек от глобальных трендов.
«Год назад
здесь запустили локальный проект наподобие российского Avito:
маркетплейс для покупки или продажи подержанных вещей. Называется Click.mc. Только он выглядит так, как будто его сделали во времена
появления Craiglist: настолько устаревший визуально и технически, что я
не представляю, где они смогли откопать такую старую платформу.
Технически это середина или начало 2000-х годов», — рассказывает
Логачёв.
Кроме того, местные разработчики запустили локальную социальную сеть под названием Opportunity.mc. «Вообще не представляю, с кем они собирается конкурировать. Кому тут вообще нужна своя соцсеть?», — рассуждает Логачёв.
Оба проекта
активно рекламируются и развиваются с помощью поддержки государства,
однако Логачёв не знает из своего окружения ни одного человека, который
пользуется сервисами.
По словам предпринимателя, власти Монако
поддерживают практически любые инициативы в сфере digital и ИТ —
например, разрешают регистрировать компании в упрощенном виде,
поддерживают рекламными ресурсами или знакомят с нужными людьми.
«Здесь
можно напрямую прийти к человеку, который принимает решения, и если по
его мнению проект может принести хоть какую-то пользу государству, он
может его поддержать», — рассказывает Логачёв.
По словам
Логачёва, в Монако очень доброжелательная бизнес-среда — предприниматели
открыты к общению и не оценивают других людей «ни по возрасту, ни по
национальности, ни по внешнему виду».
Кирилл Логачевоснователь Adc.agency и сооснователь «Ябука»
В Москве ты можешь столкнуться с тем,
что, если ты приехал на встречу не на Porsche Cayenne, то тебя никто не
будет воспринимать всерьез. Или если пришел на встречу в кроссовках, или
если тебе 25, а ты пришел на встречу с серьезными 60-летними дядьками.
Эти тупые стереотипы, конечно, отходят в прошлое, но до сих пор имеют
место быть, особенно когда работаешь со всякими «мажорами».
В Монако таких моментов нет вообще. И в бизнесе нет понятия возраста:
если тебе 18-20 лет, ты приходишь и презентуешь свой продукт, ни у кого
не будет отношения вроде: «Ну, ты мальчик ещё молодой и не понимаешь.
Давай-ка дуй отсюда, а мы будем работать в своей возрастной категории».
Наоборот, здесь люди стремятся работать с молодым поколением, потому что
они видят изменения и понимают, что им это нужно. Есть компании,
которые понимают, что они никак не представлены в соцсетях, а им это
необходимо, потому что они работают в сфере туризма, но заняться SMM
сами не могут, поэтому довольно открыто работают с молодым поколением.
При этом среди
местных предпринимателей не принято выставлять свою роскошь на показ,
перемещаться по городу на кортежах с охраной. В Монако люди с состоянием
в миллиарды евро вечером ходят пешком в сланцах в магазин, чтобы купить
хлеба, «и их это совершенно не смущает».
«Никто не
будет тебя встречать по одёжке, потому что может оказаться так, что у
какого-то чувака в драных шортах и сланцах состояние €20 миллиардов, но
ему так комфортно ходить.
Думаю, подобное можно встретить еще разве что в Долине, в больших
городах люди ведут себя уже иначе», — рассказывает Логачёв.
Кроме того,
даже когда люди понимают, что их собеседник занимает гораздо более
низкое финансовое положение, они не обращают на это внимание. «Кто-то из
знакомых может позвать тебя покататься на яхте, которую он купил за €50
миллионов, и сделает это просто так,
чтобы провести время в хорошей компании, и совершенно не обязательно,
чтобы у всех в этой компании были такие же финансовые возможности», —
продолжает российский предприниматель.
Местные
предприниматели быстро вводят новых знакомых в свой круг общения. Однако
в Монако существует общепринятое правило — в том случае, если благодаря
такому знакомству удалось найти делового партнера, то посреднику
причитается вознаграждение.
Однажды Кирилл
Логачев оказался в такой ситуации, когда знакомый возмутился, почему
ему не заплатили за нетворкинг: «Я был озадачен таким вопросом, ведь
человек даже не представлял меня лично, а просто пригласил на
мероприятие. Но позже, узнавая детали местной жизни, понял, что это не
плохо, потому что ты можешь легко и быстро получить доступ к хорошим
контактам. С точки зрения бизнеса в этом, наверное, нет ничего плохого —
это можно назвать какой-то агентской комиссией».
По словам
предпринимателя, такой подход характерен для Монако. Он работает в
«Формуле-1», и если агент приведет к нему клиента, то он получит бонус
не только за эту сделку, но и за все последующие сделки с этим клиентом.
«Даже через 10 лет, когда клиент давно подружился с компанией и
приходит покупать самостоятельно, компания все равно выплачивает агенту
гонорар. Вот такая интересная особенность», — рассуждает Логачёв.
По словам
Логачёва, в Монако практически нет преступности и очень безопасно.
Однако в конце марта 2017 года произошло чрезвычайное (по местным
меркам) происшествие — трое злоумышленников совершили налет на ювелирный
бутик Cartier на площади Казино.
В результате
полиция перекрыла дороги во всем княжестве и с помощью SMS призвала всех
жителей оставаться дома. Грабителей было трое: двух сразу задержали на
месте преступления, а третий успел сесть в машину, проехать несколько
десятков метров и поджечь ее.
По сообщениям местного издания Monaco Matin, в операции по задержанию принимали
участие около 30 сотрудников местного спецназа: «Я вообще не понимаю, на
что они надеялись. Грабить магазин в большом городе — это одно, а на
побережье — совсем клинический идиотизм: у тебя с одной стороны море, а с
другой — горы. И уехать можно только по одной дороге между морем и
горами: достаточно её перекрыть, и ты уже никуда не денешься. Не знаю,
что было в голове у грабителей, но шоу получилось знатное».
Главная
особенность Монако — это размер территории. Княжество вытянуто на два
километра вдоль побережья Лигурийского моря, при этом его ширина не
превышает 500 метров. Из-за высокого спроса цены на недвижимость
начинаются от €1 миллиона за квартиру-студию.
«Стоит быть
готовым к тому, что вид из окна будет упираться в скалу, или к зданию
сложно подойти. Приличные варианты, в которых можно неплохо жить,
начинаются от €2 миллионов. Это студии порядка 20 м²», — рассказывает
Логачев.
При этом снять
жилье тоже не так просто. Во-первых, месячная аренда небольшой студии
стоит от €3 тысяч. Плюс в Монако не принято платить за жилье ежемесячно:
необходимо заплатить сразу за полгода-год.
«Плюс ты
заплатишь агентское вознаграждение — от 100% до 300% от месячной аренды и
такой же депозит. Поэтому, чтобы снять жилье, нужно иметь на руках
€15-20 тысяч», — рассказывает Логачёв.
Средняя
зарплата в Монако на обычных должностях в сфере обслуживания — €2,5
тысяч, поэтому большинство сотрудников не могут позволить себе жить в
княжестве, и вынуждены снимать жилье во французских городах или городах
неподалеку.
«Это несложно и
недалеко — минут 15-20 на поезде. Нет никаких сложностей, кроме
устройства на работу. Во Франции средняя зарплата €1800, разница для
французов заметная», — рассказывает Логачёв.
Кирилл Логачевоснователь Adc.agency и сооснователь «Ябука»
И самое интересное, что в супермаркетах
Монако цены ниже, чем во Франции. Ты можешь зайти в Carrefour в Монако
или перейти границу и зайти в точно такой же Carrefour во Франции —
скорее всего, там будет дороже.
Это связано с тем, что во Франции
самые ******** (превышающие разумные пределы — vc.ru) налоги, а в Монако
их практически нет. Из-за этого они могут позволить себе держать более
низкие цены нежели во Франции. Как бы странно это не казалось.
Услуги
домашнего интернета и мобильной связи в княжестве предоставляет
компания-монополист Monaco Telecom. В мобильном сегменте компания
арендует частоты у французского оператора Orange, который также «ловит»
на побережье и дает возможность пользоваться 4G.
«У Monaco
Telecom
есть тарифы, в которых роуминг даже во Франции. То есть, когда ты
выходишь из вот этого мирка в 2 км, ты сразу попадаешь в роуминг. А
границу ты пересекаешь порой по 20 раз на день, потому что фактически
никакой границы нет», — рассказывает Логачёв.
По словам
предпринимателя, все заведения, которые укладываются в соотношение
«цена-качество» также находятся за границей: «Здесь есть правило: хочешь
вкусно поесть — садишься в машину и едешь в Италию. В Монако все
рестораны абсолютно overpriced, и тебя там вкусно не накормят».
Во Франции Логачёв рекомендует заведения в Ницце или Ментоне (20 и 10 километров от Монако соответственно).
Чтобы влиться
в круг общения с местными предпринимателями, Логачёв рекомендует найти
свой кружок по интересам. Самой влиятельной организацией остается
яхт-клуб «Монако»: «Он проводит такие мероприятия, куда приходят и
принц, и вся королевская знать».
Также есть
сообщества любителей авто или теннисные клубы. По мнению Логачёва,
именно спорт дает больше всего возможностей познакомиться с интересными
предпринимателями.
«Поскольку
пространство очень маленькое, мы все ходим в один спортзал, на одну
теннисную площадку, держим яхты в одном клубе. Это не как в Москве,
когда всякие звёзды не ходят в публичные спорт-залы, потому что начнётся
весь этот цирк с селфи и прочим, здесь этого нет.
Поэтому здесь нет такого, что тебе нужно пытаться залезть туда, куда
тебе не очень нужно или не очень хочется», — заключает он.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #1 написал: wildcat140 (24 апреля 2017 10:13) Статус: |
Нас и тут неплохо кормят. А туда зовут только от того что у них всего много и просто кушать не могут пока кого либо не облагодетельствуют ништяками. Вперед креативные.
--------------------
Я знаю что почти ничего не знаю. Многие не знают про себя и этого.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментарий 1221
Рейтинг поста:
--------------------