Минск был вынужден подписать Таможенный кодекс
Она благополучно разрядилась только спустя неделю после встречи в Санкт-Петербурге. 11 апреля президент Белоруссии Александр Лукашенко, наконец, подписал Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС), и всё сразу задвигалось. Россия перевела Белоруссии обещанный кредит в миллиард долларов. Минск, в свою очередь, погасил задолженность перед Газпромом в сумме 726 млн. долларов за газ, потреблённый в 2016—2017 годах. Только после этого председатель российского правительства Дмитрий Медведев распорядился увеличить поставки нефти на белорусские НПЗ и выполнить весь комплекс экономических договорённостей, достигнутых на петербургской встрече президентов.
На ней, в частности, была согласована цена на российский природный газ. В течение 2018−2019 годов Белоруссия будет платить за тысячу кубов газа порядка 130 долларов, а к 2020 году стороны разработают новую формулу оплаты. До 2024 года сохранятся ежегодные поставки в Белоруссию 24 млн. тонн нефти. Четверть этого объёма белорусы смогут реэкспортировать, что ежегодно будет приносить в бюджет республики около 500 млн. долларов дополнительных доходов.
Эта история тянется с прошлого года. Тогда Минск обвинил Москву, что из-за западных санкций в отношении России белорусская экономика потеряла 15 млрд. долларов. Лукашенко настаивал, что в сложившихся условиях Белоруссия должна получать энергоносители по внутренним российским ценам, иметь другие преференции. Получив отказ на свои требования, белорусский президент не приехал в декабре на заседание высшего Евразийского экономического совета и не подписал Таможенный кодекс.
Партнёры по ЕАЭС справедливо расценили этот демарш Лукашенко, как очередной экономический торг. Казахстанский экономист Магбат Спанов, например, в интервью 365info сказал: «Я думаю, до осени этот договор будет подписан. Здесь будут включаться и политические, и экономические факторы». Спанов назвал снижение товарооборота между странами-участницами Евразийского союза временной тенденцией и предсказал рост объёмов взаимной торговли в ближайшие два-три года.
Как видим, Белоруссия подписала Таможенный кодекс много раньше прогноза казахстанского экономиста, хотя уже готовилась «бить черепки». К этому вёл не только президент Лукашенко. В том же декабре, в Москве на сессии парламентского собрания Союза Беларуси и России глава палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимир Андрейченко заявил, что ЕАЭС превратился в «политический проект» и с момента своего запуска 1 января 2015 года не принял ни одного «важного решения».
Свою порцию критики в адрес Евразийского союза высказал позднее на заседании межправительственного совета ЕАЭС премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков. Он поставил под сомнение дальнейшую интеграцию в экономическом союзе, объясняя это ростом цен на российские энергоносители. Дмитрий Медведев тогда посоветовал коллеге не упражняться в подсчётах, а помнить: «Если бы некоторые страны, присутствующие здесь, не входили в состав нашего союза или, представим себе, вышли из состава союза, они покупали бы сейчас газ по европейским ценам — порядка 200 долларов за тысячу кубометров».
Теперь споры улеглись. Эксперты заговорили, что восстановление доверия между Путиным и Лукашенко и согласованные на петербургской встрече позиции «открывают новую главу не только в белорусско-российских отношениях, но и в деле евразийской интеграции».
Путь в тупик?
Благие пожелания экспертного сообщества ровно через три для после подписания Белоруссией Таможенного кодекса разбились о новые претензии Александра Лукашенко, высказанные им в Бишкеке на заседании Высшего Евразийского экономического совета. Белорусский президент на киргизском саммите заговорил «о внутренних противоречиях в союзе, которые, по словам Лукашенко, давно нарастают как снежный ком».
«Нам нужно ввести мораторий на принятие новых правовых актов, имеющих дискриминационный характер в отношении партнеров по союзу. Следить за его реализацией должна Евразийская экономическая комиссия», — ставил задачи партнёрам по союзу лидер Белоруссии. Он потребовал от комиссии подготовить к очередному заседанию Высшего совета доклад о том, как «устраняются препятствия и ограничения на внутреннем рынке» Евразийского союза. Лукашенко выразил пожелание, чтобы и межправительственный совет уделял больше внимания этой теме.
Новые претензии Александра Лукашенко показали экспертам, что конфликт между Москвой и Минском только приостановлен, а не решен окончательно. Совершенно очевидно, белорусские власти начинают очередной раунд экономического торга; что будет на этот раз его целью — тоже понятно: новые льготы и преференции для продвижения своих товаров.
Меж тем, «Беларусь сама очень сильно борется с импортом и создает барьеры для продукции из других стран Евразийского союза. Если Лукашенко требует от остальных стран этого союза отмены ограничений, безусловно, надо начинать с либерализации в Беларуси», — считает белорусский политолог Максим Стефанович.
Надо заметить, что основным торговым партнёром Белоруссии остается России. На её долю приходится почти половина внешнего товарооборота республики. В структуре белорусского импорта из России преобладают поставки нефти, природного газа, нефтепродуктов, электроэнергии. Они составляют 53,4% стоимости российских товаров.
Из Белоруссии на российский рынок поставляются в основном продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (до 36% объёма поставок). Второй по значимости в межгосударственной торговле идёт продукция машиностроения (24% в общем объёме экспорта). В целом благостную картину нарушает дисбаланс товарооборота. Сальдо внешнеторговых операций складывается в пользу России на 6-7 млрд. долларов в год. Это серьёзная проблема для белорусской экономики.
Российское правительство её знает и по мере возможности помогает соседям. Где-то подкредитовывает экономику, где-то устанавливает льготные тарифы на российские товары или, как, например, с нефтью — даёт возможность подзаработать на реэкспорте. Со временем благосклонность Москвы в Минске стали рассматривать, как некое непреложное партнёрское обязательство и стали требовать всё новых и новых преференций.
Отсюда и возникло недопонимание, разрешить которое президенты попытались в Санкт-Петербурге. Как видим, после саммита в Бишкеке экономические противоречия вновь вышли на межгосударственную повестку. Они ещё не сформулированы в деталях, но уже обозначены. Президент Лукашенко начал новый торг.
К чему он приведёт? Хорошо, если к очередному компромиссу в виде заключения дополнительных договоров или соглашений о взаимных уступках. Эксперты не исключают, что в Москве уже накопилась усталость от бесконечных требований Минска. Она может завести российско-белорусские отношения в тупик. Вряд ли это соответствует настроениям и ожиданиям народов обеих стран…