Русский хлеб наконец-то пробился в Китай
То, чего российский АПК добивался на протяжении долгих лет,
наконец-то случилось – в Китай поступила первая партия российской
пшеницы. Это воодушевило производителей и другой пищевой продукции в РФ –
ранее жесткая разрешительная система КНР казалась практически
непробиваемой для нее. Чем накормит Россия Китай и сможет ли он
компенсировать нам потерю рынка Турции?
Первая партия российской пшеницы, поставленная в Китай (спецпоезд уже
преодолел контрольно-пропускной пункт Маньчжурия), на первый взгляд,
выглядит не слишком большим достижением, ведь ее объем составил всего
500 тонн. Но в контексте пошлин на российское зерно, введенных Турцией, это
событие стало важным достижением для отечественного экспорта. Особенно
если учесть, что условия для входа на китайский рынок очень жесткие, а
его потенциал огромен. При этом зерно далеко не единственная продукция
российского АПК, которая смогла получить доступ в КНР – процесс открытия
местного продовольственного рынка для наших производителей идет по
многим направлениям.
Хлеб и дружба
Основанием для долгожданного начала экспорта российского зерна в КНР
стали протоколы о фитосанитарных требованиях к пшенице, кукурузе, рису,
сое и рапсу, подписанные еще в декабре 2015 года. Соглашение
предусматривает, что право на экспорт яровой пшеницы в КНР пока имеют
три региона России – Алтайский край, Новосибирская и Омская области.
Последняя в итоге и выступила первым поставщиком зерна в Китай.
Как сообщил официальному органу КПК газете «Жэньминь жибао»
Юй Сюйбо – глава корпорации COFCO, отвечающей за контроль импорта в КНР
– в течение этого года Китай планирует ввезти 1–2 млн тонн российской
пшеницы, а в будущем объем импорта может достигнуть 4–5 млн тонн. Это
уже будет довольно весомым сегментом в масштабах российского экспорта
пшеницы, который в прошлом году составил чуть более 25 млн тонн
(национальный рекорд, к сожалению, остался в 2015-м).
Сейчас для хлебного экспорта в КНР сложилась особенно благоприятная
обстановка. В начале этого года Китай заметно увеличил ввоз пшеницы – на
63,3% (относительно периода январь-февраль прошлого года), то есть до
567 тысяч тонн. В стоимостном выражении рост импорта составил 43,7% – до
121,09 млн долларов, говорится в материалах таможенной статистики КНР.
При этом основными импортерами пшеницы в Китай являются Австралия,
Канада и США.
Правда, отраслевые аналитики пока воздерживаются от
сверхоптимистичных оценок. «Сельское хозяйство Китая ориентировано в
основном на сою, рис и кукурузу, ввоз и обработка пшеницы – это
совершенно другой сегмент, – напоминает руководитель исследовательского
агентства Infranews Алексей Безбородов. – Пшеницы в Китае потребляют
мало – и в пищевом, и в кормовом рационе она занимает незначительное
количество. Для сравнения: Китай ежегодно закупает на внешнем рынке 70
млн тонн сои и только 2–3 млн тонн пшеницы».
По мнению Безбородова, наблюдаемый сейчас рост закупок пшеницы пока
ни о чем не говорит. Во-первых, пока что доступна статистика только за
первые два месяца, во-вторых, в зерновом импорте Китая присутствует
определенная цикличность. В разные годы КНР импортирует больше либо
кукурузы, либо овса, либо пшеницы, причем в любом случае речь идет о
кормовых культурах, для которых в Китае не хватает площадей. Так что
думать, что нынешний рост импорта пшеницы в Китай – это на века, нельзя,
считает эксперт.
По мнению зернового аналитика Института конъюнктуры аграрного рынка
Евгения Зайцева, дальнейшую перспективу зернового экспорта в Китай пока
что сложно определить: нужно посмотреть, как пройдут сделки хотя бы в
одном сезоне. Кроме того, существуют свои особенности и сложности при
перевозке как в случае с мешкотарой (именно в таком виде первая
российская пшеница отправилась в Китай), так и с насыпью. «В первом
случае это дополнительные затраты на фасовку, погрузку и перевозку
крытыми вагонами, во втором случае – затраты на постановку на платформу,
поскольку китайские железные дороги используют другую колею рельс. На
следующий сезон пока видится маловероятным экспорт более 100 тысяч
метрических тонн пшеницы в направлении Китая, причем это достаточно
оптимистичная оценка», – поясняет аналитик.
Плоды продуктового лоббизма
Сообщение о первой поставке российской пшеницы в Китай появилось
всего через несколько дней после введения Турцией пошлин на ввоз
российского зерна и другой сельхозпродукции. Российские власти сразу
отреагировали на это решение турецкой стороны заявлениями, что
отечественное зерно найдет себе другие каналы сбыта на мировом рынке, и
начало экспорта в Китай выглядит подтверждением того, что это не просто
декларации.
Правда, здесь тоже есть свои нюансы. Экспорт зерна в Турцию вели в
основном регионы, близкие к морским и речным портам юга России, а в
Китай пока могут поставлять пшеницу регионы Сибири, причем их зерно
имеет иные – более высокие качественные характеристики.
«Столь же значительного объема экспорта, как в Турцию до введения
пошлин, ожидать не приходится, – считает Безбородов. – Китай – это не
Египет или Турция, которые покупают пшеницу для своей мукомольной
промышленности. Теоретически Китай может закупать значительно больше
пшеницы, в том числе твердых сибирских сортов, но только в том случае,
если внутри страны наладится производство той бакалеи, которая сегодня
закупается в Европе – это рынок объемом 2 млрд долларов. Но это
длительный процесс: сначала требуется создание самой бакалейной
индустрии, а затем уже под нее будет закупка пшеницы. Здесь может
пригодиться и качественная сибирская пшеница второго-третьего класса –
кормить ей свиней большая роскошь. Хотя нашим поставщикам хлебобулочных
изделий тоже не мешало бы попробовать попасть на китайский рынок».
Однако начало поставок российской пшеницы следует рассматривать в
более широком контексте планов по наращиванию аграрного экспорта в КНР –
здесь уже достаточно прецедентных проектов. Всего через несколько дней
после инцидента с турецкими пошлинами состоялось подписание
долгосрочного контракта между ООО «Экспортная продовольственная
торговля» и китайской компанией «Китайско-европейское
сельскохозяйственное развитие» на поставку в КНР российской
сельхозпродукции. Как заявил министр сельского хозяйства РФ Александр
Ткачев, в рамках этого контракта уже в 2018–2019 годах будет отправлено
порядка 1,5 млн тонн сельхозпродукции (соя, ячмень, рапс, семена льна,
подсолнечное нерафинированное масло), а к 2028 году – более 50 млн тонн.
Первый поезд планируется отправить в китайский город Циньхуандао в
середине апреля.
Пока что заявленные объемы больше похожи на амбициозные планы.
«Перевозка в направлении Китая в настоящий момент ограничена мощностью
железной дороги, и без создания инфраструктурных объектов расширение в
данном направлении невозможно до тех объемов, которые запланированы», –
констатирует Евгений Зайцев.
Другое дело, что по расширению российского сельхозэкспорта в Китай
уже достигнуты серьезные политические договоренности. Упомянутый
мегаконтракт был подписан в рамках инициативы «Новый сухопутный зерновой
коридор Россия – Китай», которую поддержало руководство обеих стран.
Еще один принципиально важный момент: российской сельхозпродукции
наконец удалось прорваться через барьеры китайской разрешительной
системы, которая, по словам Алексея Безбородова, гораздо жестче
европейской, не говоря уже о российской.
Следующим знаковым шагом в этом направлении могло бы стать открытие
китайского рынка для российской свинины, учитывая масштабные экспортные
планы отечественных производителей в этой отрасли. Например, группа
«Русагро» еще в прошлом году планировала начать экспорт свинины в КНР и
даже анонсировала ряд проектов строительства крупных свинокомплексов на
Дальнем Востоке. Но на их пути встала давняя проблема российского
свиноводства – африканская чума свиней, которая в прошлом году вновь
затронула немалое количество регионов страны. «Китай выставляет России
объективные условия: если в стране-экспортере существует проблема АЧС,
продукция не может быть поставлена на внешний рынок, так как есть
вероятность занесения болезни на территорию импортера», – заявил по
этому поводу Александр Ткачев на одном из совещаний.
Тем не менее проект представляется перспективным. «В Китае почти не
осталось мест для размещения крупных свинокомплексов – как с точки
зрения экологической составляющей, так и в смысле кормовой базы:
выращивать корма в Китае, условно говоря, негде, – говорит Алексей
Безбородов. – При этом потребление мяса растет, что делает актуальными
такие проекты – мясо с Дальнего Востока будет явно дешевле бразильского.
Хотя это займет долгое время по срокам сертификации, так что сейчас
важно не переборщить с шапкозакидательством и планомерно действовать,
включая понимание того, как работает китайская коррупция».
https://vz.ru/economy/2017/4/1...
Рейтинг публикации:
|