Роснефть предвкушает «большую нефть» в Арктике
Россия делает новый шаг на пути к лидерству на арктическом
шельфе. Роснефть приступила к бурению самой северной скважины в данном
регионе добычи. И хотя западный санкционный режим осложняет проект,
специалисты уверены, что если не эта, то последующие скважины позволят
открыть новые, крайне важные для России нефтяные месторождения.
Роснефть приступила к бурению на Хатанге самой северной разведочной
скважины на российском шельфе моря Лаптевых. «Впервые в истории бурение
будет проводиться на континентальном шельфе Восточной Арктики», –
рассказал сквозь метель глава Роснефти Игорь Сечин в ходе телемоста с
президентом Владимиром Путиным.
«Бурение на Хатанге – это важный знак того, что Россия занимается серьезной геологоразведкой арктического шельфа»
По словам Сечина, Роснефть провела подготовку к бурению в рекордно
короткие сроки. Была проведена геологоразведка и сейсморазведочные
работы. Как результат было выявлено в четыре раза больше перспективных
структур, чем предполагалось ранее: 114 против 28. «Рассчитываем, что
бурение на Хатангском участке будет не менее успешным, чем в Карском
море в 2014 году», – заявил глава Роснефти.
Тогда в Карском море первая же поисковая скважина привела к обнаружению нового крупного месторождения нефти и газа, которое назвали «Победа». В море Лаптевых Сечин надеется повторить успех.
Бурение на шельфе моря Лаптевых будет проводиться с берега, что
позволит значительно снизить затраты на строительство скважины. Ее
проектная глубина составит до 5 тыс. метров с последующей боковой
горизонтальной зарезкой. Такая технология позволяет значительно
сэкономить и обеспечить высокий экологический стандарт, уверяет глава
Роснефти.
По данным «Интерфакса»,
прогнозные извлекаемые ресурсы Хатангского участка составляют 58,6 млн
тонн по нефти (плюс конденсат) и 116,5 млрд кубометров газа. Хотя ранее
назывались более высокие оценки (96,4 млн тонн и 228,2 млрд кубометров).
Роснефть получила Хатангский участок или «медвежий угол» в декабре
2015 года. Хотя изначально он был обещан Лукойлу, но последний тоже не
остался не у дел. Лукойл владеет лицензией на сухопутной части
Восточно-Таймырского участка. И в ближайшее время Лукойл также обещает
начать бурение на Хатанге.
В целом Роснефть будет главным игроком на арктическом шельфе, у нее
наибольшее количество соответствующих лицензий в пределах морских
акваторий – 53. Еще 41 лицензия у Газпрома, 14 – у Лукойла и 7 – у
Новатэка (всего 138 лицензий на добычу углеводородов на конец февраля
2017 года).
В последние пять лет Роснефть вложила 100 млрд рублей в разработку
арктического шельфа, но в следующие пять лет (2017–2021 гг.) намерена
увеличить инвестиции в 2,5 раза до 250 млрд рублей. По оценкам
специалистов, предполагаемые запасы углеводородов в российской Арктике в
целом оцениваются в 100 млрд тонн нефтяного эквивалента. Разведанные
запасы нефти на арктическом шельфе России составляют 585 млн т, газа –
10,4 трлн кубометров (по категории ABC1+C2).
«Шансы на успех бурения весьма велики. Учитывая спецификацию скважины
«Центрально-Ольгинская-1», месторождение может быть обнаружено быстро,
хотя вопрос его размеров пока открыт», – говорит Артем Деев из Amarkets.
Если бы Роснефть не была уверена, что ее ждут крупные месторождения,
то не вкладывала бы такие средства в разведку, считает первый
вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. По всем
признакам шельф действительно скрывает внушительные запасы. Однако не
стоит забывать и о неудачах: например, Shell потратила 7 млрд долларов
на разведку в Арктике и была крайне разочарована результатами.
Однако найденное на шельфе Карского моря месторождение «Победа»
доказало и Роснефти, и всему миру перспективность российского
арктического шельфа. Из-за санкций, например, ExxonMobil пришлось
заморозить совместный проект с Роснефтью в Карском море. Это лишило
Россию ряда ценных технологий, наработка которых отнимет лишнее время и
деньги. Проводить геологоразведку Россия может и сама, а вот
промышленное бурение на шельфе – это особые технологии, которые пока
недоступны российской промышленности в полной мере.
«Частично Роснефть смогла решить этот вопрос, но, видимо, доступа ко
всему спектру технологий все еще нет. В будущем это может осложнить
процесс разработки и добычи или сделать его менее эффективным», – не
исключает Деев.
Как бы то ни было, но начало бурения – это сам по себе важный шаг в
освоении огромного объема нефтегазовых ресурсов на арктическом шельфе.
«Это прямой сигнал крупным нефтегазовым компаниям, таким как Exxon,
которые с введением санкций потеряли доступ к очень интересным
проектам», – говорит Деев. Этот проект важен в целом для развития
Арктики, он может серьезно изменить общемировой и российский ресурсный
баланс и, наконец, оказать влияние на российский ВВП в будущем. Потому
что российская экономика традиционно привязана к ситуации в нефтегазовой
сфере.
Тем более что промышленная добыча на шельфе – это дело не
сегодняшнего, а завтрашнего дня. Сегодня идет процесс подготовки, задел
на будущее, без которого невозможно будет через пять-десять лет начать
добывать нефть и газ на арктическом шельфе. А к тому времени либо
санкции снимут, либо Россия найдет собственные технологии промышленной
добычи в таких условиях.
«Если учесть способности и мощности Роснефти, то обойти санкционные
запреты вполне реально. Понадобится время и финансы, чтобы разработать
адекватное отечественное оборудование для работы на шельфе», – считает
Андриевский.
Все это дает шанс России стать лидером в освоении арктического
шельфа, тем более что США и Канада запретили бурение в Атлантическом и
Северном Ледовитом океане. «Западный мир движется к другим моделям
энергопотребления, и труднодобываемые углеводороды в эту модель не
входят. Россия в перспективе может разработать уникальные технологии и
начать успешную коммерческую добычу арктических месторождений», –
говорит первый вице-президент Российского союза инженеров.
Ольга Самофалова Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|