Украина
планирует продать долю в своей газотранспортной системе (ГТС)
иностранным инвесторам. Об этом пишет украинская газета "Зеркало
недели".
По сведениям издания, Национальная акционерная компания
"Нафтогаз Украины" до июля намерена завершить переговоры с желающими
приобрести "Магистральные газопроводы Украины". Этот оператор
газопроводов вскоре будет выделен из НАК в рамках затеянной
демонополизации газовой отрасли. Наиболее вероятным кандидатом на
приобретение доли в операторе украинской ГТС названа итальянская
компания Snam.
В принципе это по ее профилю. Snam как раз является
оператором ГТС в Италии, владеет несколькими газохранилищами.
Крупнейшим акционером компании (около 30%) является инвестиционный
холдинг CDP Reti S.p.A, подконтрольный банку Cassa DEPOSITI е Prestiti.
Контрольный пакет банка, в свою очередь, принадлежит Министерству
экономики и финансов Италии.
Разумеется, интерес к "Магистральным
газопроводам Украины" проявляют инвесторы из Словакии — следующей
страны в цепочке транзита российского газа в Европу. Однако конкретных
словацких кандидатов на покупку актива СМИ пока назвать не могут.
Заинтересованность
же итальянской Snam имеет вполне предметные очертания. Она уже заявила
намерение инвестировать в ГТС Украины 2 млрд долларов и, что самое
главное, обеспечить ее загрузку после 2019 года, в конце которого
истечет транзитный контракт Киева с "Газпромом".
Какую часть трубы
итальянцы приобретут за такие деньги, непонятно. В 2013 году Украина
объявляла, что стоимость всей ее ГТС, по оценке консультантов из Baker
Tilly Ukraine, составляет 20-26 млрд долларов. Россия тогда же, по
неофициальным данным, оценила газотранспортную систему соседей в 15-17
млрд долларов. На всякий случай добавим, что по украинским законам
иностранцам может быть продано до 49% компании-оператора ГТС.
Snam: посредник или троянский конь?
Впрочем,
детали возможной сделки пока несущественны — куда важнее, состоится ли
она вообще. Ведь твердость намерений той же Snam зависит от перспектив
продления транзитного газового контракта между Россией и Украиной на
период после 2019 года. Если "Газпром" окончательно откажется от
украинского транзита, получится, что итальянцы приобрели бесполезный
актив.
Некоторые эксперты полагают, что Италия затем и нужна в
качестве инвестора, что имеет больше влияния на "Газпром", чем, скажем,
Словакия. Руководство Snam наверняка попытается уговорить российский
концерн продлить договор с Украиной, да не пересохнет ее труба.
"Под
угрозой потери львиной доли транзитного газа из РФ Украина пытается
продать трубу европейским партнерам, с расчетом, что они убедят
"Газпром" продавать газ на украино-российской границе", — считает, в
частности, сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий
Дмитрий Марунич.
Свое мнение эксперт высказал в интервью Газете.ru. При этом он подчеркнул, что интерес Snam к ГТС Украины пока существует лишь на уровне слухов.
Украинская
труба в обозримом будущем получит мощных конкурентов на европейском
направлении — "Северный поток — 2" и "Турецкий поток". Первый из этих
газопроводов — трансбалтийский — сможет прокачивать в Европу 55 млрд
кубометров в год, второй, трансчерноморский, 15,75 млрд. Через всю ГТС
Украины в 2016 году Россия отправила западным клиентам 82,2 млрд
кубометров газа (хотя рассчитана она на большее).
Марунич
полагает, что если загрузка украинской трубы с 2020 года будет на уровне
10 млрд кубометров в год, то ее половина (точнее 49%) не стоит 2 млрд
долларов. По мнению эксперта, реализация сценария с продажей
"Магистральных газопроводов Украины" компании Snam "полностью зависит от
позиции Москвы".
Станет ли Италия помогать Киеву в наведении
мостов с "Газпромом" — большой вопрос. Есть факты, свидетельствующие
против такого поворота событий. Snam в начале нынешнего года поддержала
инициативу "Газпрома" поучаствовать в Трансадриатическом трубопроводе
(TAP), который будет предназначен для поставки в Европу азербайджанского
газа. Кроме того, итальянский концерн Eni и "Газпром" недавно подписали меморандум о взаимопонимании в области развития
южного коридора поставок российского газа в Европу. А этот документ
подразумевает отказ российской стороны от транспортировки топлива в
Южную Европу через Украину, Румынию и Болгарию после ввода в строй
"Турецкого потока".
Вот поэтому авторы статьи в "Зеркале недели"
опасаются, что Snam может оказаться для Украины троянским конем. Уж
больно тесно итальянская газотранспортная компания связана с
"Газпромом". Украинский эксперт в сфере энергетики бывший
пресс-секретарь "Нафтогаза" Валентин Землянский справедливо отметил, что
через Турцию газовый маршрут из РФ в Италию короче, чем через Украину.
Следовательно, транзитные расходы меньше, и у итальянцев есть
возможность добиться от "Газпрома" более низкой конечной цены. По мнению
Землянского, Италия гораздо больше заинтересована в реализации
"Турецкого потока", чем в покупке доли в пересыхающей украинской трубе.
Источник: warandpeace.ru.
Рейтинг публикации:
|