Управляющий партнер фонда Founder Collective Дэвид Франкель опубликовал в блоге организации колонку о том, почему современные популярные
категории, вроде машинного обучения и совместного потребления, мешают
инвесторам увидеть необычные и нестандартные компании, которые
перевернут индустрию в будущем. Редакция vc.ru публикует перевод
материала.
Дэвид Франкель
Чаще всего инвесторы слышат один и тот же вопрос: «Какими компаниями вы
интересуетесь?». У многих появились свои категории, которые они
используют для условного обозначения типов сделок, на которых они
специализируются.
Иногда такие категории полезны и помогают инвесторам предсказывать
будущее. Например, фонд Union Square Ventures сформировал портфолио
компаний на основе фразы «большие сети связанных между собой
пользователей» и заработал $6 миллиардов. Или фонд The Foundry Group, который инвестирует в продукты в рамках простых категорий, вроде «протоколы» или «маркетплейсы».
Однако
гораздо чаще (чем хотелось бы), инвесторы используют категории вроде
«виртуальная реальность» или «экономика совместного потребления» для
контент-маркетинга, журналисты — для создания фактуры, а предприниматели
— для того, чтобы не думать своей головой.
Люди находят общую связь между успешными компаниями и экстраполируют
ее. Это не всегда плохо. Стив Джобс говорил, что только оглянувшись
назад можно увидеть цельную картину. Но если смотреть вперед — на
категории, то можно сбиться с пути.
Почему категории — это плохой ориентир
Зачастую люди говорят и думают с помощью шаблонов. Однако оригинальным
идеям сперва недостает прозрачности. Сейчас говорят, что Soundcloud —
это «YouTube для аудио». Но с чем сравнивали YouTube, когда он только
появился? За последние несколько лет возник целый ворох стартапов,
которые вписываются в модель «Uber для Х», но даже два года назад
обычным людям было сложно объяснить, что такое Uber.
Категории и тренды — это ловушки для предпринимателей и инвесторов.
После появления Foursquare предприниматели основали десятки стартапов с
функцией check-in и привлекли венчурные инвестиции. Но хоть один из них
принес дивиденды?
«Тематическое инвестирование» — это не недавний феномен. Инвесторы
тратили миллиарды долларов, а предприниматели — многие годы, развивая
компании в области радиочастотной идентификации, нанотехнологий, «чистых» технологий и других растиражированных трендов.
И ни один из них так и не превратился в рынок. Но это касается не только стартапов: я помню время, когда журналисты настаивали, чтобы Apple создала свой «нетбук», иначе компания рискует потерять релевантность.
Как однажды сказал Марк Твен: «Всякий раз, когда вы оказываетесь на
стороне большинства, то стоит остановиться и задуматься над этим».
Какая категория предсказала появление Airbnb и Uber?
В 2009-2010 году среди инвесторов были популярны проекты двух категорий «СоЛоМо» (социальный, локальный, мобильный) и «Веб в реальном времени». Они обе прекрасно описывают суть Airbnb и Uber, но ни одна из этих компаний не рассматривалась в таком контексте.
Для инвесторов это были просто два странных стартапа, которые
испытывали трудности с привлечением финансов. После того, как они все же
добились успеха, их стали считать основоположниками нового тренда —
«экономики совместного потребления», в результате которого возникла
другая волна похожих стартапов.
Не нужно бежать за лучом прожектора
К тому времени, как инвестиционный фонд начинает целенаправленно
финансировать проекты в определенной области, то предприниматели уже не
успеют создать эффективные компании в этой сфере. Это не значит, что
новые компании будут прокляты.
Благодаря Facebook проблема с социальными сетями казалась решенной.
Пока не появился Snapchat, создавший соцсеть для мобильных
пользователей. LinkedIn и Twitter нашли свои ниши, и в результате их
совокупная капитализация достигла $40 миллиардов.
Как только появляется категория, последующим стартапам нужно быть
максимально креативными, чтобы в ней выжить. Kickstarter популяризовал
краудфандинг, и многие пытались скопировать модель. Однако самые
успешные конкуренты изменили границы: GoFundMe сосредоточился на сборе средств для лечения или помощи людям, а Patreon — на поддержке творчества.
Когда появляются необычные проекты
Мы обнаружили, что между появлением интересного проекта и волной
общественного интереса проходит несколько лет. Для оценки мы
использовали данные Google Trends.
Краудфандинг:
Виртуальная реальность:
Совместное потребление:
3D-принтеры:
Глубокое обучение и машинное обучение:
Как представлять необычные стартапы
Я понимаю, что совет набраться терпения и ждать, пока ваша отрасль
станет многомиллиардным трендом, выглядит как рекомендация найти
закопанное сокровище. Поэтому существуют вещи, которые помогут вам
добиться преимущества. Я горжусь, что в нашем фонде не смотрят на
категории, однако у компаний, которые получают наши инвестиции, есть
много общего.
Сформируйте выдающуюся команду
Успех вашего бизнеса в гораздо большей степени зависит от ваших друзей и единомышленников, чем от кривой Гартнера. Самое важное решение в стартап-мире (да и в жизни тоже) — это выбрать, с кем вы хотите ассоциироваться.
Нам нравится инвестировать в проекты, которые создают необычные люди с
необычным взглядом на мир. Мы вложили деньги в компанию лучшего в мире
баристы, профессионального баскетболиста, и так далее. Не в последнюю
очередь (а вернее, — благодаря) их нестандартному прошлому. Поэтому
окружайте себя самыми яркими и необычными помощниками, которых вы только
сможете найти.
Создавайте сообщество
Производитель 3D-принтеров MakerBot вырос из проекта с открытым
исходным кодом. Гений сооснователя компании Бре Петтиса заключался в
том, что он сформировал вокруг него активное сообщество «альфа-гиков»,
которые стали защитниками и проповедниками сырого продукта и помогли
превратить его в настоящий бизнес.
Ищите пересечения
Восхитительные и необычные стартапы рождаются после долгих размышлений и
интеллектуальных открытий. Они требуют от основателя глубоких знаний в
определенной области, которые сложно получить благодаря чужому коду со
Stack Exchange или Github. В случае компании Oculus, для разработки
шлема виртуальной реальности потребовалось невероятное количество
программных и аппаратных ресурсов, и даже знаний в области биологии.
Зато сложные продукты дают вам преимущество.
Думайте о годах, а не месяцах
Компаниям, которые развиваются в нетипичных сферах, необходимо
тщательно подумать о финансировании. Вкусы инвесторов непостоянны и
зачастую от них сложно получить даже доллар. В некоторых случаях
бизнес-ангелы и краудфандинг — это более привлекательные опции. Но самый
лучший источник капитала — это выручка от платящих клиентов.
Для стартапов на венчурном капитале необходимо оптимизировать расходы
так, чтобы денег хватило надолго. Практикуйте эффективное
предпринимательство. Вам предстоит пережить четыре-пять лет до тех пор,
пока рынок не обратит внимание на вашу сферу. А инновационные компании, у
которых запасов денег хватит только на шесть кварталов, быстро
закроются.
К всплескам роста лучше относиться осторожно, не рассматривая их как
возможности для вложения больших сумм денег, чтобы преуспеть. И главное
не упустить момент, когда СМИ и венчурные инвесторы станут
интересоваться вашей сферой — будьте готовы обратить внимание себе на
пользу. Источник: vc.ru.
Рейтинг публикации:
|