Российскую интернет-торговлю уничтожает Китай
Парадоксальные на первый взгляд процессы зафиксированы в российской
торговле – традиционная розница жалуется на падение продаж, зато
интернет-площадки заявляют о резком росте. Однако идиллия может скоро
закончиться, и это прямо связано как с российскими законами, так и с
китайской экспансией.
В то время как в условиях кризиса традиционная розничная торговля в
России сокращается (на 5,2% в 2016 году), интернет-торговля показывает
удивительный рост. В прошлом году она выросла на 21% – до 920 млрд
рублей, сообщил президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ)
Алексей Федоров.
«Россияне стали больше походить на немцев, которые всегда очень расчетливо тратили деньги» Такой
рост даже превзошел ожидания экспертов АКИТ. Статистика показывает, что
кризис и снижение покупательской способности россиян практически не
оказали негативного влияния на онлайн-торговлю. В 2017 году в АКИТ ждут
роста не менее чем на 25%, до 1,150 трлн рублей.
Почему же россияне
экономят в обычных магазинах, переходят на продукты эконом-класса, тогда
как в интернете покупают все больше и больше? Конечно, номинально
объемы этих рынков несопоставимы, но кризис явно идет на пользу
электронной торговле.
«В силу снижения покупательской способности
люди стали активней считать свои деньги, а в интернете всегда можно
найти дешевле», – объясняет газете ВЗГЛЯД президент АКИТ Алексей
Федоров.
Во-вторых, так как денег стало меньше, покупатели стали
относиться к ним более бережно. «Они боятся совершить спонтанную
покупку, эмоция вообще ушла. Если два–три года назад очень хорошо
работали предложения «купи три по цене двух», «получи подарок за
покупку» и т. д., то сейчас клиента волнует единственное – цена. Если
разница в цене товара превышает 10%, клиент готов простить долгую
доставку, отсутствие дополнительных товаров и услуг», – рассказывает
Федоров.
Об уходе эмоций при покупке свидетельствует увеличение
время экспликации товара на сайте, то есть времени, за которое клиент
принимает решение о покупке. «Раньше покупка бытовой техники происходила
в течение недели. Молодой человек посещал разные сайты, выбирал
фотоаппарат или ноутбук, смотрел характеристики и читал отзывы, а потом
ехал в магазин и покупал, или заказывал по интернету. И все это за
неделю. Сейчас время экспликации товара на сайте выросло до трех недель
по бытовой технике, в электроинструментах – до четырех недель, в одежде –
с трех до десяти дней», – рассказывает президент АКИТ. В интернете россияне покупают чаще всего именно электронику и бытовую
технику. На втором месте по популярности – одежда и обувь. Кроме того,
часто в интернете приобретаются товары для авто, парфюмерия и косметика,
спорттовары.
Можно сказать, что покупательское поведение россиян
приближается к европейской модели. «Россияне стали больше походить на
немцев, которые всегда очень расчетливо тратили деньги – в отличие от
россиян, которые в последние 20 лет тратили деньги бездумно и
эмоционально. Но эра безумной траты денег прошла», – говорит Федоров.
Однако
в интернет-торговле, несмотря на двузначные темпы роста, есть и
негативные тенденции. Во-первых, некоторые интернет-магазины стали
генераторами черного нала. «Те интернет-магазины, которые не пробивают
чеки, или пробивают их заранее на складах, или приезжают со странными
накладными – оказываются в выигрыше по сравнению с «белыми» честными
продавцами. Миллиард рублей вращается на черном рынке России», –
рассказывает Федоров. «Есть сайты, на которых черным по белому написано,
что за наличку – дешевле, а по карточке – дороже. Доля таких магазинов
выросла. В первой тысяче интернет-магазинов России таких магазинов 15%.
Делают это для того, чтобы заработать дополнительно 10% на продаже этой
налички», – поясняет собеседник.
Еще одна неутешительная новость –
набирающий обороты рынок интернет-торговли в России захватывает Китай.
Пока внутренняя интернет-торговля все еще превышает объем покупок за
рубежом, ее доля 67%, однако с каждым годом разрыв сокращается, причем
не в пользу российских игроков. Трансграничная торговля (импорт)
наступает и достигла уже 33-процентной доли на рынке. Для сравнения: в
2010 году внутренняя торговля занимала 92%, в 2015 году – лишь 71%.
В
прошлом году количество заказов на внутреннем рынке выросло лишь на 6%,
тогда как количество посылок из-за рубежа – аж на 102%, до 233 млн
отправлений. А в 2017 году россияне закажут в полтора раза больше
товаров за рубежом – 400 млн штук посылок, ожидают в АКИТ.
Больше
всего товаров везут из Китая. Доля отправлений из этой страны оставляет
90%, из Евросоюза – 4%, США – 2%. В денежном выражении доля Китая
составляет 52%, Евросоюза – 23%, США – 12%. Это говорит о невысоком
среднем чеке покупок в Китае. В целом более 64% покупок (транзакций) в
зарубежных магазинах не превышают по стоимости 22 евро.
Федоров уверен, что скоро российский рынок интернет-коммерции будет
полностью подчиняться китайским игрокам. «В ближайшие три года мы
гарантируем смерть российского ритейла. Просто потому, что Россия – это
огромный офшор для кроссбордной (офшорной) трансграничной торговли. Мы
не взимаем ни налоги, ни пошлины на товары стоимостью до 1000 евро. В
Китае действуют заградительные барьеры для российской продукции,
продающейся по интернет-каналам: пошлины в размере от 12 до 60
процентов, плюс товар должен быть сертифицирован», – рассказывает
президент АКИТ. «Мы вообще никакой товар не можем в Китай послать, там –
стена. К нам же – все что угодно. Это создает неконкурентные условия
для российских интернет-магазинов», – говорит Федоров.
По его
мнению, России надо перенять опыт Европы. Там действует беспошлинный
порог для посылок из-за границы всего в 22 евро. Но с 2021 года порог
будет нулевым, то есть никакой беспошлинный торговли. Пошлина будет
определяться в зависимости от стоимости посылки.
«Нужно сделать в России ноль – так же, как в Европе. Потому что 64% посылок в РФ идут по цене ниже 22 евро», – говорит Федоров.
Между тем российское правительство в последнее время уделяет особое внимание развитию экспорта товаров из России, в том числе через интернет. Однако президент АКИТ уверен, что тормозит интернет-экспорт из России налоговая система.
«Никакой
экспорт из России невозможен, пока российские интернет-магазины не
смогут быстро возмещать НДС за посылки и делать это практически
бесплатно. Например, сейчас книжка, которую покупает русскоязычный
немец, на «Озоне» стоит 600 рублей, НДС с нее 100 рублей, а чтобы
вернуть этот НДС, нужно потратить 1200 рублей на сбор документов.
Российская налоговая система в этом плане стоит на защите иностранных
интересов», – заключает собеседник. Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 300
Рейтинг поста: